Сайт Галюзиной Анны Александровны

Воскресенье, 18.11.2018, 23:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Январь » 4 » Почему я стала учителем?
23:12
Почему я стала учителем?


  Галюзина А.А. - учитель «МОУ СОШ№33 с УИОП» города Старый Оскол
                                                                        

Когда-то давным-давно почти полвека назад воспитательница пионерского лагеря, проводя анкету, спрашивала о нашем понимании счастья. Уже тогда я ответила: «Быть нужной людям». Вот с такой философией жизни и живу по сию пору. Профессия учителя, на мой взгляд, полностью отвечает этой философии. Конечно, вы можете возразить или сказать, что профессии врача, повара, строителя или любая другая также нужны и необходимы. Но мой выбор был определён свыше.

Начнём с того, что прямо из роддома в апреле 1949 года меня привезли в школу, где мы тогда жили, так как мама была заведующей начальной школы Рождественско-Хавского района Воронежской области. Школа располагалась в красном кирпичном здании (бывшая церковно - приходская). Мама всю войну учила детей, следила за порядком в школе, заготовляла на зиму топливо, писала различные бумаги местным жителям, они её очень уважали, распространяла облигации государственного займа среди населения, которое в то послевоенное время практически голодало, и была бессменным депутатом сельского совета.

В моей памяти живо всплывают тетради из газет, чернильницы – непроливашки, керосиновые лампы с абажурами из листочков бумаги, чёрно – белые кадры знаменитого «Чапаева», которого демонстрировала районная кинопередвижка прямо там, в одном из классов школы. Помню, как наша сторож Любовь Сергеевна пекла вкусные булочки и раздавала их детям вместе с чаем из трав.

Время шло, школа стала семилетней, родители построили рядом свой дом, я пошла в первый класс и моей первой учительницей стала мама Преснякова Александра Андреевна. Она научила меня писать, читать, различать добро и зло, любить природу, понимать прекрасное, размышлять о жизни, о своём предназначении.

Дети часто играют в школу и представляют себя учителями, и со мной было такое. А в шестом классе в сочинении о том, кем ты хочешь стать, я призналась, что хочу быть учителем литературы. К литературе и к учительнице по русскому языку и литературе Сиговой Анастасии Филипповне у меня было особое отношение. Уже тогда я начала писать самодельные стихи, а первыми их ценителями были моя мама Александра Андреевна и Анастасия Филипповна.

Уже нет с нами моих родных учительниц, с которыми была до их последних дней, а стихи пишу до сих пор. Редко кому показываю, понимая, что такое поэтическое совершенство, но и не писать не могу. Иногда душа просит выплеснуть на бумагу переполняющие чувства.

И ещё хочу вспомнить об одной замечательной учительнице литературы, звали её Анна Петровна. Она не преподавала у меня в старших классах школы №56 города Воронежа литературу, но именно с ней мы готовились к литературным вечерам, посвящённым А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, В.В.Маяковскому (творчество С.Есенина не изучалось в школе, об А. Ахматовой мы знали понаслышке). Я читала наизусть всю «Тамань» Лермонтова, а со стихами Маяковского победила на областном конкурсе чтецов. Мы учили стихи А. Жигулина, Э.Багрицкого, Э.Асадова, Ю.Друниной, М.Алигер, в журнале «Юность» искали стихи Е. Евтушенко, Р. Рождественского, начинающего поэта А.Вознесенского, и любимой многими Б.Ахмадулиной. С удовольствием выступали по школьному радио.

Чтобы меня приняли на работу, пришлось подключать связи родственников. Мне было семнадцать с половиной лет, в университет я не поступила. Конкурс был огромным, так как в результате очередной реформы образования выпускников было в два раза больше: в этот год одновременно выпустили 11 и 10 классы. Я закончила 10 классов по ускоренной программе и пришла работать в свою родную школу старшей пионервожатой.

А потом годы учёбы на филологическом факультете Воронежского государственного педагогического института. Методике преподавания русского языка и литературы обучала заслуженная учительница РСФСР Зацепина Маргарита Сергеевна. Занятия по методике преподавания предмета были для нас праздником, казалось, что всё обязательно получится. Её советы и наставления всегда сопровождали в последующей работе. Она говорила: «Помните! Вы не должны быть над учеником, вы должны быть чуть выше его, чтобы ребёнку всё время хотелось дотянуться до вас, до ваших знаний. Растёт ученик, и вы растёте. Но между вами и вашими учениками не пропасть, а небольшое расстояние, которое он может преодолеть, приложив усилия и старания». До сих пор я следую её советам. Несомненно, имеется ввиду личностно-ориентированная педагогика, дифференцированное отношение к обучающимся, знания разновозрастной психологии, но тогда мне почему-то запомнились именно эти слова мудрого методиста.

Говорят, мало самой любить детей, надо, чтобы и тебя дети любили. Но я как - то не задумывалась об ответной любви учеников, просто всегда любила их, любила школу и не представляла своей жизни вне её. Комсомолку, активистку, дитя своего времени, меня приняли в партию в 18 лет. А потом следовали различные предложения о номенклатурных должностях, от которых отказываться в райкоме партии было не принято и чревато. Но я не представляла первое сентября вне школы, без учеников, поэтому отказывалась без страха и сожаления. Когда- то меня спросили о том, что значит школа в моей жизни, я, не раздумывая, ответила: «Школа – моя жизнь».

Пионервожатая, учитель, шесть лет завуч по воспитательной работе и учитель Синицынской средней школы Новоусманского района Воронежской области, пять лет завуч Старооскольского детского дома и учитель школы №8, учитель и 14 лет заместитель директора по научно- методической работе. Учить учеников, давать рекомендации молодым учителям, курировать работу опытных педагогов и непрерывно самосовершенствоваться, быть нужной, полезной, воспитывать школьников на примерах литературных произведений, адаптируя их в современном социуме, обобщать и представлять опыт работы преподавателей, выстраивать систему учебно-воспитательной работы школы, чётко представляя цели деятельности и конечные результаты. Легко? Вовсе нет. Но посильно, если на твоём пути встречаются истинные педагоги, настоящие учителя. Такими учителями- наставниками для меня стали: в Синицынской средней школе – Небольсина Галина Ефимовна (так сложилось, что у моей мамы в первые годы её педагогической деятельности директором и наставником была мама Галины Ефимовны – орденоносец, заслуженный учитель СССР Небольсина Мария Михайловна), в Старооскольской школе №17 - замечательный человек неподкупной совести, высоко – грамотный специалист русского языка, без которой не обходились областные проверки олимпиадных работ – Головешкина Галина Алексеевна (она первой встретила меня в школе 17, вселила уверенность в себе, как администратора, поделилась своими педагогическими хитростям в обучении русскому языку), Черепанова Нина Исааковна, кандидат педагогических наук, помогла разобраться в методических тонкостях новых педагогических технологий. Прошли по жизни, оставив свой след в моем педагогическом стиле работы, Аршинник Валентина Петровна – пример трудолюбия, Сафонов Игорь Георгиевич – высокой интеллигентности, Строганова Людмила Николаевна – рассудительности, Филимонова Анна Гаврииловна – человечности, Разенкова Людмила Николаевна - компетентности.

Я никогда не обольщалась в отношении себя, я просто училась у лучших учителей, с которыми мне довелось встречаться, общаться, работать рядом. В своих анкетах ученики характеризуют меня как доброго, но требовательного и справедливого педагога. Почему я стала учителем? Боюсь, что скажу банальную истину – чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» на благодатной почве – в душах наших детей.

Я поняла, что у человека главное - его душа. Постепенно приходило осознание того, что моё предназначение не только в том, чтобы оказывать методическую помощь, учить русской словесности, воспитывать нравственные качества на примерах отечественной и зарубежной литературы, главное - услышать душу ребёнка, посеять в ней ростки духовности, тогда и начинается нравственное развитие человека.

Известно, что слово ПРОСВЕЩЕНИЕ произошло о слова СВЕТ. А учитель обязан просвещать. В общеобразовательной школе мы не преподаём Закон Божий, но, знакомя с азами православия, призваны выполнять своё основное предназначение: воспитывать своих учеников так, чтобы они жили, соблюдая Заповеди Божии.

Уже никто не сомневается в том, насколько важно воспитать духовно-нравственную личность. В прямом смысле идёт борьба за душу каждого ребёнка, каждого подростка и взрослого. Ведь нельзя сбрасывать со счёта негативное влияние некоторых средств массовой информации, которые порождают греховные мысли, вводят в ранг обыденного злость, месть, насилие, уныние, пессимизм, стремление уйти от реальности, усилившееся влияние различных сект.
Пока мы веруем – душа светла,
Пока мы молимся – земля жива.

Обобщён мой опыт работы по духовно – нравственному просвещению. К своему делу отношусь со всей серьёзностью: уроки, большая внеклассная работа, праздники, экскурсии, презентации на православную тему, победы в городских фестивалях, участие в областных и Всероссийских конкурсах.

На всё в нашей жизни промысел Божий и то, что на склоне лет я оказалась в школе рядом с домом, вовсе не случайно.

По выходным дням из храма я спешу в школу, чтобы подготовить учебные классы для занятий воскресной школы храма Рождества Христова, встретить и проводить детей и родителей. Преподаю, помогаю в подготовке двунадесятых праздников.

Говорят, всё в человеке из детства. Детство определяет характер личности, её становление. А, по-моему, будущую профессию тоже определяет. С годами школа росла и менялась, взрослела и изменялась я. Неизменным оставалось одно - преданность школе и делу, которому служу. Многие, наверное, работают, чтобы жить. А я жила, чтобы честно работать, не считаясь не со временем, не с затраченными силами. К юбилею бывшие ученики написали поздравление в городскую газету «Зори»: «Дорогая Анна Александровна!
Сеять разумное, доброе, вечное Ваше призвание!
Жизнь быстротечна, но бесконечна Наша любовь и наше признание!»

Будущее мира, России, каждого из нас создаётся сегодня. Оно создаётся не кем-то, оно создаётся нами: нашими мыслями, словами, нашими делами. Да, иногда можно услышать, что учитель профессия непрестижная, дилетанты пытаются давать рецепты воспитания, осуждать нынешнюю школу. Даже фильм « Школа» пытаются выдать за шедевр кинематографии.

А что знает режиссёр – недавняя ученица - о настоящих учителях, талантливых учениках и школе в целом? Никогда настоящий учитель не уйдёт от проблем, не бросит своего ученика наедине с горем, болезнью, неприятностями. На то он и выбрал такую профессию – УЧИТЕЛЬ! УЧИТЕЛЬ в ответе за своих чад.

УЧИТЕЛЕМ называли Христа, учителем мы называем мастера своего дела, способного передать мастерство или помогающего нам его совершенствовать.

Нет профессии более благодарной! Сколько тёплых слов, цветов, слёз, объятий на последнем звонке! Какой радостью светятся глаза выпускников при встрече, в каком бы они возрасте не были и какую бы должность не занимали! И учитель как никто другой радуется успехам своих учеников! А какие песни звучат о школе! Наворачиваются слёзы, и счастье переполняет учительское сердце.

Год Учителя! Пусть он будет успешным для наших учеников! Я поздравляю Вас, дорогие коллеги и с глубокой благодарностью вспоминаю тех, кто помог мне стать учителем!

Ежегодно в наших школах звучат слова нестареющего вальса: «Встречай, учи и снова расставайся…». В этом твоё предназначение, учитель!

«Учитель! Сколько нужно любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!» И я снова и снова с улыбкой поспешу в школу. Я счастлива, мне предстоит встреча с моими учениками.
Просмотров: 7592 | Добавил: Galuzina | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 6
0
6 Galuzina  
Мало кто пользуется моим сайтом, а для меня он очень важен. Сколько событий произошло с того  времени, как опубликовала эту страницу: участие в восьмых образовательных чтениях в Курске, Рождественских чтениях в Губкине, Белгороде, Старом Осколе, Москве, заседании попечительского совета ЦФО, первом православном культурно- образовательном форуме в Тамбове и выступления об опыте своей работы. Награждение грамотами ЦФО, и митрополичьими  (Белгородской, Курской, Тамбовской, Ростовской) за результативное участие в конкурсе "За нравственный подвиг учителя" и абсолютную победу в межригеональном конкурсе "Вифлеемская звезда".
Я поклонилась мощам преподобного Сергия Радонежского, блаженной Матроны Московской, святым, мощи которых находятся в Троице - Сергиевой Лавре. 
Дважды слушала святейшего.
Спасибо, Господи!

5 Galuzina  
Эту статью взяла в качестве предисловия к сборнику "Лествица любви. Ступеньки мастерства учителя православной культуры",  ставшего призёром в номинации "Лучший издательский проект года" конкурса "За нравственный подвиг учителя" Центрального федерального округа и финалистом всероссийского. В сборнике представлены материалы из опыта работы в помощь молодым учителям православной культуры.  Если интересует, обращайтесь.

4 Galuzina  
за твои грехи тебе и расплачиваться Екатерина

3 Aнна  
Давно не писала ничего нового,не делилась новостями о работе, исправлюсь. Есть много чего рассказать

2 Aнна  
Большое спасибо ,Рома, за тёплые слова. В этом деле есть и твой вклад! Помнишь, когда- то, когда у нас ещё не преподавали православную культуру, ты написал большую творческую работу, в которой рассказывалось о втором обретении мощей Святителя Иоасафа Белгородского. Тогда эта работа была опубликована в детском творческом журнале

1 Роман  
Какой интересный рассказ, какие яркие краски жизни! Приятно осознавать, что такие люди еще остались, что они занимаются нравственно-духовным воспитанием наших детей, братьев и сестер. Большое Вам спасибо и низкий полон за Вашу деятельность, терпимость и любовь к своему "ДЕЛУ"!!!

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0