Сайт Галюзиной Анны Александровны

Пятница, 17.05.2024, 13:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

X Образовательные чтения ЦФО. О проекте школы родительства
04.07.2016, 08:19

 

Решение проблемы родительства является одной из задач духовно- просветительского центра, созданного на базе школы, который скоординировал работу школы и храма в этом направлении.

   Позвольте познакомить Вас, дорогие единомышленники, с проектом  школы родительства «Добродетели».

         Понимание важности воспитания школьников на основе православных семейных традиций было всегда.

         «Проблема развития ребенка решается в православной педагогике так же, как и в школах с другим мировоззрением: таланты надо развивать, это дары, которые Господь послал людям». Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия Заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.   Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

 Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1 -  обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

2 - традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),

3 - отношения: сердечные чувствования и настроения,

4 - правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни - добродетели,

5 - распорядок дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

         Русский философ, писатель и публицист  И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":

- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,

- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,

- неподдельное сочувствие всему страдающему,

- действенная любовь к ближним,

- блаженная сила совместного действия,

- мужество национального героя,

- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,

- непосредственное молитвенное обращение к Богу, «Который и слышит, и любит, и помогает…»

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей предлагает научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания  Российской академии образования Потаповская О.М.  «В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи». Такое заключение вполне созвучно мнению ведущих специалистов в области современной православной педагогики. Так педагог и ученый, священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что  «системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи».

Обратившись к ведущим специалистам православной педагогики, мы поразмышляли  о значимости православной педагогики в семейном воспитании.

   Анализ состояния проблем отцовства и материнства позволил прийти к выводу  о необходимости воспитания родительства и у школьников, и у родителей. Так пришло решение о создании проекта.

Цель: на основе разработанной модели координировать систему работы школы и храма по формированию у  подрастающего поколения и их родителей духовности, семейных ценностей, качеств отцовства и материнства  в православных традициях.

Данный проект способствует  осуществлению таких  задач, как:

бережное отношение к семейному наследию, истории и традициям;

повышение статуса отца (мужчины, мужа) как главы семьи, рода, защитника Отечества; определение роли матери (жены, женщины) в семейном воспитании и  государственном развитии.

 Представляется интересным и полезным создание модели системы воспитания отцовства и материнства в общеобразовательной школе на основе соработничества  духовно- просветительского центра и храма.

НОВИЗНА ПРОЕКТА заключается в том, что созданная модель воспитания родительства - отцовства и материнства - предусматривает воспитание нравственных качеств – ДОБРОДЕТЕЛЕЙ у родителей и школьников на основе традиций православия и в соработничестве с православной Церковью

 Анализ анкет показал:   - большинство учащихся и родителей свидетельствуют о наличии проблемных ситуаций в семье и хотели бы получить помощь в их разрешении со стороны школы и храма;   - большая часть респондентов выразила желание узнать о традициях православной семьи,  нравственных и духовных устоях и необходимости воспитания отцовства и материнства

Из нашей модели следует, что работу по воспитанию отцовства и материнства на основе православных традиций в общеобразовательной школе следует начинать с консультационных бесед с учителями. Организационная группа, состоящая из руководителя ДПЦ, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, клирика храма Рождества Христова разработала темы лекций, которые были прочитаны учителям специалистами различных направлений.У учителей есть возможность  консультироваться по определённым вопросам в течение всего времени работы над проектом.

ВОСПИТАНИЕ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА В СОРАБОТНИЧЕСТВЕ   УЧИТЕЛЬ --СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ: 1.РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ  2.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 3.РАБОТА  С  ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ

И если работу с педколлективом можно ограничить лекциями, беседами и просмотром тематических фильмов, то в работе с родителями и школьниками  используются разнообразные формы работы: родительские собрания мам, беседы с девочками, задушевные беседы на волнующие темы с небольшим количеством участников.

Для выбора темы беседы проводится предварительное анкетирование, после которого определяется проблема и приглашаются оппоненты для дискуссии или наставник для назидания.

Праздники, посвящённые мамам, призваны восславить женщину мать. Их цель: привитие чувства любви, почитания матери, женщины.

Родительские собрания отцов, беседы с юношами.

В школе создан совет отцов, который работает по определённому плану

 В сборнике представлены темы общих родительских собраний. Лекции и беседы с родителями могут сопровождаться просмотром фильмов. В видео лектории используются фильмы, признанные лучшими кинофестивалем «Лучезарный ангел» и студии «Золотой кадр» школы №40.

Воспитание родительства продолжают душеполезные чтения житийной литературы . В качестве примеров используем

Житие святителя Иоасафа Белгородского

Житие преподобного Сергия Радонежского и преподобных  схимонахе Кирилле и  схимонахини Марии

Житие преподобного Серафима Саровского

«Святой страстотерпец царь мученик Николай», Святая страстотерпица царица мученица Александра», «Святые страстотерпицы царевны мученицы Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия» (Жизнеописание составлено по воспоминаниям верноподданных, близких и очевидцев)

Проведены  читательские конференции:

«Воспитание добродетелей в семье  царственных страстотерпцев»

«Традиции взаимоуважения отца и сына в семье Владимира Отта»

В рамках проекта прошла встреча «Добрые книги» с режиссёром фестиваля православной культуры «Кладезь», республика Беларусь Галиной Корюкиной. Живой интерес вызвала  выставка представленных Галиной Корюкиной православных книг и фильмов.

Большую роль играет совместная деятельность детей и родителей, которая способствует содружеству, взаимопониманию, уважительному отношению и воспитанию трудолюбия, доброты.

 Акции милосердии, в которых совместная деятельность детей и родителей, направлена на добродетель милосердия, 

Общие дела: сладкая выпечка, вязание и пошив подарков для социального приюта, дома ветеранов с мамами; изготовление скворечников с папами.

Экскурсионные и паломнические поездки,  пребывание в воскресных  православных лагерях детей и родителей совместно со священниками по святым местам области и за её пределы позволяют лучше узнать историю, традиции родного края и друг друга, учат терпению, смирению, взаимовыручке

Воспитывающий характер имеют и подготовка и проведение совместных праздников, и занятия кружковой деятельностью «Рукодельница» для девочек и «Умелые руки» для мальчиков

Одним из результатов работы по реализации проекта «Школа родительств  «Добродетели» стало создание памяток.

Для разработок памяток были созданы инициативные группы, которые составили  план проведения конференции и выдвинули свои предложения  по созданию памяток

Результаты нашей работы, т.е. памятки, Вы видите на экране и сборниках.

Конференция «От добродетелей к спасению души» подводит итог нашей работы за год.

ЦЕЛЬ: обобщение знаний школы родительства, построенной на принципах православной семьи

ЗАДАЧИ: показать понятия добродетелей,

 на примерах семейных православных традиций раскрыть сущность родительства и его роли,

 разработать и принять памятки для родителей настоящих и будущих

Участники конференции:

 старшеклассники (10-11 класс), родители, священнослужители храма Рождества Христова, классные руководители школы, библиотекари храма и школы, члены клуба православной молодёжи

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ   Выступление по темам:

1.Значение и  символика образов иконы «Святое семейство» в контексте  современной семьи 2. Примеры терпения и смирения преподобного Сергия Радонежского и его родителей как основы крепости семьи 3. День любви, семьи и верности. Преподобные Пётр и Февронья 4.Православные традиции в семье святых царственных страстотерпцев  5. Семейные добродетели ведут к спасению 6.Святые покровители семьи

3.ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИЙ:
I. БУДУЩИЕ РОДИТЕЛИ (школьники)

Темы бесед: Юность – время выбора жизненных приоритетов. Береги честь смолоду. Твоё предназначение: сын -  муж -  отец – покровитель - защитник; дочь -  жена - мать - хранительница традиций и семейного очага

Присутствуют: учащиеся 10-11 классов, священнослужитель, социальный педагог, учителя

II.ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ (родители)

Темы бесед: Семейные добродетели. Функции семьи. Конфликты в семье. Культура родительства.

  Присутствуют: заместитель директора по воспитательной работе,   священнослужители, родители, учителя

 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ СЕКЦИЙ – КРУГЛЫЙ  СТОЛ.
(НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕКЦИЙ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ ПАМЯТКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ)

4. УТВЕРЖДЕНИЕ ПАМЯТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ,

Во время утверждения памяток для родителей было внесено предложение добавить  в положение об «Образе выпускника общеобразовательной школы Белгородской области» к строчке «Заботиться о благе и духовности своей семьи» слова «выполнять  обязанности  родительства, опираясь на семейные добродетели» 

Риски (кризисы) проекта - неуверенность в результатах самосовершенствования в исполнении родительских обязанностей: материнства и отцовства  на основе православных традиций.

Антикризисная стратегия - обращение к православным добродетелям и  их исполнение. Проект «Школа родительства «ДОБРОДЕТЕЛИ»  - развивающий.

 Ограничений во времени не имеет.  Меняя содержание форм работы, мы имеем ежегодный самообновляющийся проект. Таким образом, проект позволяет проводить работу по воспитанию отцовства и материнства у школьников и родителей в системе, отражённой в предложенном модуле.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 269 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [41]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0