Сайт Галюзиной Анны Александровны

Пятница, 17.05.2024, 12:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление моих учеников на всероссийской конференции
[ Скачать с сервера (74.5 Kb) ] 24.12.2014, 11:18
Каноны житийной литературы в творчестве современного автора Владимира Русина на примере жизнеописания протоиерея Владимира Отта «Горю желанием служить церкви…» Малахова Анна, Лукашова Мария, ученицы 10 класса МАОУ «СОШ№33 с УИОП», Галюзина Анна Александровна, учитель православной культуры МАОУ «СОШ№33 с УИОП» Владимир Русин - наш современник, выпускник Старооскольской школы № 20, посвятивший себя служению Богу. Со школьных лет у него были гуманитарные способности. Писал стихи, поражающие глубоким философским смыслом. В настоящее время является настоятелем Свято-Покровского храма в селе Кунье. Председатель историко - архивной комиссии Курской епархии. Многие документы о гонениях священнослужителей легли в основу его повествований, знакомящих нас с духовными подвигами земляков. Главное направление творчества Владимира Русина - православное краеведение. Его волнуют вопросы борьбы добра и зла. Книги отца Владимира «Под Покровом Пресвятой Богородицы», «Преимущество в страданиях», «Расстрелянный в сорок первом» и другие рассказывают о священниках, пострадавших за веру православную в первые годы советской власти, сталинских репрессиях, истории Русской Православной Церкви. Обратимся к одной из них. На наш взгляд, «Жизнеописание протоиерея Владимира Отта» написано в соответствии с канонами агиографии. В источнике информации, а именно словаре литературоведческих терминов сайта cnru123.com. читаем: агиография – (от греч. hagios – святой, grapho – пишу) – 1) литература в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности (т.н. «практическая» агиография); 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых как памятников религиозной и литературной истории (т.н. «критическая» агиография, которая в научной литературе может осмысляться как часть агиологии – теории святости). Агиография изображает подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых церковью святыми. Истоки жития как литературного жанра лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, (то есть похвального слова – как правило, заупокойного) и биографии (Жизнеописания Плутарха, I в.). Однако вся содержательная сторона агиографии складывается под влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь впервые задается Прообраз (Иисус Христос), на путь которого будут ориентироваться святые Христианской Церкви, и, кроме того, дается эталон страданий за Христа. Повествования в Деяниях о мученической гибели архидиакона Стефана и других апостолов – учеников Иисуса не только служат документами по истории Церкви самого раннего этапа, но и задают ориентир состоятельности христианской жизни для всей последующей агиографической традиции. Христианская Церковь с самого начала своего существования тщательно собирает сведения о жизни ее подвижников. «Парадоксально, но источниками первых житий мучеников были документы, составленные врагами христиан, – протоколы допросов и приговоров подсудимых, нотариальные записи римских проконсулов и судей, посылавших христиан на казнь. В подлинном виде эти акты мучеников, которые зачастую тайно выкупались христианами у гонителей, до нас не дошли, но в извлечениях они содержатся во многих сказаниях о мучениках»[ cnru123.com]. На Русь агиография в сопровождении богослужебных книг проникает в переводах из Византии вместе с принятием христианства в X веке. «Первыми сборниками житий были так называемые месяцесловы (Остромиров, Асеманов XI в., Архангельский XI–XII вв.) и минеи четьи (от греч. menaion – месяц), то есть книги для чтения «по месяцам». Минеи четьи (или четьи-минеи) содержали огромный корпус житий святых и учительных «слов» Отцов Церкви, расположенных по месяцам и дням богослужебного года от сентября до августа и охватывавших едва ли не большую часть круга чтения Древней Руси»[ cnru123.com]. Уже в XI веке появляются первые оригинальные жития русских святых: «Чтение о св. Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского», составленные Нестором-летописцем, а также «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора. Первыми русскими святыми, канонизированными церковью, стали именно князья Борис и Глеб. Расцвет русской агиографии приходится на XV в. Тогда же меняется и характер отечественной житийной литературы. Фактический, документальный материал отступает на второй план, и главное внимание обращается на его обработку. В житиях начинают появляться искусные литературные приемы, развивается целая система жестких правил Прежняя краткая «память» о святом преображается в обширное хвалебное церковно-историческое слово. Самыми известными книжниками эпохи стали Пахомий Логофет, оставивший 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым, и Епифаний Премудрый – автор житий Стефана Пермского и наиболее прославленного русского святого, основателя Св.-Троицкой Лавры преподобного Сергия Радонежского[cnru123.com]. Мощный толчок агиографическому развитию дало в XVI в. объединение Руси. Оживление традиционной агиографии – но уже на современной документальной основе в XIX – начале XX вв. связано с почитанием и канонизацией в 1903 году старца Серафима Саровского (1760–1833): «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима», «Житие Св. Серафима» Н.М.Левитского, «О цели христианской жизни. Беседа Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым» и др. Жанровые признаки жития активно используются русской литературой: Ф.М.Достоевским, Н.С.Лесковым, И.А.Буниным и др. Как «антижития», истории духовных поражений своих героев, написаны повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий» (1890–98) и Л.Н.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» (1904). Из диссертационной работы «Метажанры в русской литературе 1920-начала 1940 годов» на соискание учёной степени кандидата филологических наук Подлубной Юлии Сергеевны (научный руководитель доктор филологических наук, профессор И.Е. Васильев), мы узнаём о, так называемой, коммунистической агиографии как метажанре литературы: о возрождении житийного канона, каноническом тексте ленинской агиографии, рождении житийного портрета (очерк «В.И.Ленин» М.Горького), автожитийных тенденциях (роман Н.Островского «Как закалялась сталь», педагогическая поэма» А.Макаренко). Таким образом, мы убедились, что жития составляют едва ли не самую обширную часть художественной литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и являются предметом литературно-филологического рассмотрения. Подобно иконографии и церковному искусству в целом, агиография подчинена канону, строго заданному и закрепленному традицией своду правил, которыми определяются образцы жанра. Канон предписывает определенные словесные и композиционные трафареты в описании жизни святого, четкий жанровый этикет. Вспомним, что «этикетный канон жития складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих основное повествование, которое включает в себя несколько обязательных вех: восхваление родины или родителей святого; чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в раннем возрасте, отказ от баловства и озорных детских игр; искушения; решительный поворот на путь духовного спасения; кончина и посмертные чудеса»[ cnru123.com ] Обратимся к теме нашего исследования. Жизнеописание протоиерея Владимира Отта написано по благословению высокопреосвященнейшего архиепископа Иоанна. «… Горю желанием служить церкви», - читаем мы на первой странице книги. Эти слова, принадлежащие протоиерею Владимиру Отту, в полной мере можно отнести и к герою жизнеописания, и к самому автору, жизнь которого посвящена служению Богу и людям. Рассказ о рождении будущего протоиерея, его родителях: Вильгельме и Марии Отт, их предках,- предваряют слова Заповеди « Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.20.12). «Долгая жизнь протоиерея Владимира Отта является своеобразной иллюстрацией этой заповеди», - читаем мы в жизнеописании. «Возрастая под колокольный звон православных храмов, которых в дореволюционной Москве было «сорок сороков», Владимир Отт всё сильнее и сильнее чувствовал в своём сердце желание откликнуться на их призыв. Однажды переступив церковный порог, он был пленён красотой православного богослужения. И в этом благодатном плену он добровольно оставался до конца своих дней»[5,с. 5]. Знакомство с пониманием старчества привели его в Оптину пустынь, а слова Иоанна Златоуста «Слава Богу за всё», которые он прочитал в библиотеке монастыря, стали «противоядием от уныния и гнева» [5,с. 6].. В Оптиной он встретился со старцами: Анатолием младшим и Нектарием, рассказанная ему история страданий библейского Иова помогала выстоять в гонениях и лишениях. Трудные годы гонений на православную церковь превращали страну в тюрьму. Был отобран дом Оттов на Лубянке и предложено в течение суток найти новое место жительства. В 1925 году состоялось посвящение Владимира в стихарь. Он знакомится со своей будущей женой Анной, регентом церковного хора, с которой будет счастлив, и память о ней пронесёт до конца дней своих. Их отношения – пример любви, «которая, по словам апостола Павла, умеет долго терпеть и которая никогда не прекращается» [5, с. 7]. Владимир Отт не причислен к лику святых, но так же как многие мученики, пострадавшие в годы репрессий, он претерпел много страданий. В 1937 году был арестован вторично. (Первая ссылка в Северный край началась осенью 1929 года через 36 дней после венчания). «Много лет спустя отец Владимир и его друзья по несчастью называли лагеря и ссылки «местами смирения» [ 5, с. 9]. В 1953 году после завершения гражданской службы на имя епископа Орловского и Брянского Флавиана им было отправлено заявление со словами: «Полностью отдаю себя в Ваше Архипастырское распоряжение» [5,с 12]. 16 октября отец Владимир, пишет Владимир Русин, был рукоположен в священный сан и назначен настоятелем Троицкого храма в селе Шахово Кромского района Брянской области. Первая литургия состоялась 18 октября. В течение четырёх с половиной лет прослужил отец Владимир на Брянской земле. Из главы «Надеюсь сгладить взаимные споры» узнаём о трудах батюшки по сплочению верующих, о реконструкции в храме, которую он провёл, используя свои знания и опыт инженера, о дружбе с отцом Василием Прохоровым, настоятелем Кромского округа. Затем - служение в Афанасьевской церкви Орла, пасквили на «афанасьевского попа» в «Крокодиле». «Официальное моё положение на сегодня: уволен за штат согласно прошению,- писал отец Владимир сыну Сергею в Ригу. Перерыв в служении был использован для духовного развития: храмы Москвы, Троице-Сергиева Лавра, Глинская пустынь, Курско-Белгородская епархия. В 15 километрах от Старого Оскола, в селе Жуково, 21 сентября, в День Рождения Пресвятой Богородицы, новый настоятель отслужил первую службу. И вновь непосильный труд по реставрации церкви. Спасали вера и поддержка друзей из Орла. Несмотря на скромную отделку храма, службы проходили бодро, а количество причастников увеличивалось. Занимавшийся ремонтом кораблей сын Сергей писал: «У тебя тоже работа ремонтная… Ты ремонтируешь людей! Души человеческие!» [5,с. 19]. На что отец отвечал, что ремонт душ - дело сложное. Его пастырский опыт подтверждал, что привычки, страсти держатся долго и упорно. Сложнее всего, на наш взгляд, было продолжать церковную деятельность вопреки атеистическим взглядам коммунистического режима. Приходилось прибегать к конспирации даже в переписке с сыном. В 1961 году перед Покровом его переводят в Ильинский храм слободы Ездоцкой Казацкого сельсовета близ Старого Оскола. Владимир Русин, опираясь на архивные документы, фотографии, воспоминания рассказывает о службе в Ильинском храме. «Глубокой веры и духовности пастырь. Он своим проникновением и самоотверженным служением Богу и людям завоевал преданную любовь и подлинное уважение прихожан» [5,с. 23],- характеризовал батюшку владыка Хризостом (Мартишкин). В 1977 году отец Владимир был удостоен орденом святого князя Владимира III степени, в 1980 награждён митрой. В благодарственной телеграмме были такие слова: «Глубоко тронут вниманием и любовью…Горю желанием дальше служить Церкви» [5,с. 23]. А затем последовали - угроза потери зрения, отход от настоятельских забот. Но до последних дней отец Владимир продолжал оставаться душой прихода. Незадолго до кончины он перенёс великую скорбь – смерть единственного сына. Духовником протоиерея Владимира Отта, повествует Русин, был архимандрит Серафим (Тяпочкин). Мы знаем, что в настоящее время русская православная церковь рассматривает вопрос о его канонизации. Митрофорный протоиерей Владимир Отт похоронен с правой стороны центрального входа в Ильинский храм. («Дожил до того времени, когда власти разрешили хоронить священников в церковной ограде» [5,с. 25].). Далее автор рассказывает об изданной через год после смерти книги воспоминаний «Сага о нашей семье» самого священника, который относился к семье как святыне. Его поучение жизни было основано на конкретных примерах. «А ещё книгу можно считать практическим руководством для желающих жить по – христиански – любви к Богу и Ближнему[5,с. 27].» Вот так, разбив жизнеописание на шестнадцать небольших частей и озаглавив каждую из них, но, не нарушая канонов агиографии, Владимир Русин создал образ человека, который со временем может стать святым. «С одной стороны, взгляд агиографа на своего героя – это взгляд обыкновенного человека на необыкновенную личность. С другой стороны, за составление жития издревле мог браться человек книжный, сведущий в трудах предшественников, обладающий литературным даром и способный толковать Божественный Промысел путем аналогий, главным образом, из Священного Писания[cnru123.com]». В приложении к жизнеописанию помещены многочисленные воспоминания духовных чад отца Владимира, дополняющие образ батюшки как мудрого, милосердного и бесконечно преданного служению Церкви. Достаточно привести пример того, что главный его вопрос человеку, испытывающему трудности, был: «Давно ли Вы были у Причастия?». Работа по изучению жизнеописания должна стать началом ознакомления с жизнью и духовным подвигом отца Владимира. Ведь это пример служения людям и Богу. Постараемся встретиться с автором жизнеописания, чтобы выразить свою благодарность и пожелать творческих успехов в работе над документами архивов, которые могут стать настоящим достоянием для потомков. Литература: 1.Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. \ А.Б Есин.: М.Флинта. 2000. -248с. 2.Кожевников В.М. Литературный энциклопедический словарь \ Под общ. ред. В.М Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.:Л.Г.Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. Энциклопедия,1987.-752с. 3.Мещеряков В.П. Основы литературоведения \ Ред. В. П. Мещеряков. М.: Дрофа.2003.-416с. 4.Рудаков А.П. Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии / А. П. Рудаков; Предисл. Г. Л. Курбатова, Г. Е. Лебедевой; Послесл. Г. Е. Лебедевой. — СПб.: Алетейя. 1997. — 304 с. 5.Русин В. Горю желанием служить церкви. Жизнеописание протоиерея Владимира Отта \ священник Владимир Русин. - Старый Оскол: Издание Свято- Покровского храма села Кунье Горшеченского района Курской области, 2008.- 48с. - (Серия «Православное краеведение»). Источники: free-disser.com drevo-info.ru cnru123.com
Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 460 | Загрузок: 13 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [41]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0