НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА - ДПЦ»
Галюзина А.А. –
учитель православной культуры МАОУ «СОШ № 33
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Старый Оскол Белгородской области,
руководитель духовно- просветительского центра « Благодеяние»,
отличник народного просвещения,
дипломант конкурса «За нравственный подвиг учителя» ЦФО
Дорогие друзья, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые хозяева, гостеприимные тамбовчане! Примите сердечный привет и поклон от святого Белогорья. Наш благодатный край красив, плодороден и богат славными православными традициями. Являюсь представителем Белгородской делегации провинциального города Старый Оскол.
Провинциальный город, мир с тобой,
И Бог с тобой, и тишина с тобою...
Здесь белый купол церкви голубой
Следит, следит за каждою судьбою.
С удовлетворением свидетельствую о том, что Белгородская область одна из первых в России начала преподавание православной культуры, введя курс в школьное расписание и продолжая духовно - нравственное просвещение во внеурочной деятельности. Важность данной проблемы подчёркивает настоящий форум. «От сердца к сердцу», то есть от души к душе должна протянуться ниточка, связующая духовностью человеческие ценности, приоритетными из которых должны быть нравственные.
Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки ответственного гражданина, настоящего патриота своего отечества, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, знающего и почитающего традиции предков. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности. Поиск путей развития духовности личности как показателя определённой иерархии ценностей, целей и смысла жизни происходит не только на уроках православной культуры, но и во время внеурочной деятельности, что позволяет расширить диапазон влияния учителя и вести духовно-просветительскую работу, как среди учащихся, так и среди родителей. Духовно-нравственное воспитание предполагает:
1) знание школьниками нравственных норм и правил поведения;
2) переход знаний в убеждения;
3) осознанное выполнение этих норм и правил;
4) воспитание чувств;
5) деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравственных поступков;
6) ценностное отношение к другому человеку и, соответственно, к самому себе.
С введением федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особое внимание уделено воспитанию и формированию духовно-нравственных ценностей школьников, что находит отражение в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России.
В контексте реализации задач духовно - нравственного воспитания в школе возникла необходимость формирования духовно - развивающей среды.
Из состава преподавателей и обучающихся была создана творческая группа «Благодарение», членами которой стали учителя, священнослужители храма, библиотекари школы и храма.
Результаты деятельности группы позволили открыть на базе школы духовно–просветительский центр с говорящим названием «Благодеяние», объединяющий и аккумулирующий деятельность школы, детского сада, образовательных учреждений сетевого взаимодействия и направить работу на формирование духовно-развивающей среды по следующим направлениям:
- образовательное,
- научно-методическое,
- просветительское,
- педагогическое сопровождение семьи,
- социальное служение,
- культурно-массовое и досуговое,
- историко-краеведческое и музейное,
- туристско-экскурсионное,
- противодействие распространению в среде учащихся негативных явлений,
- соработничество в сети социального взаимодействия, с благочинием, храмом Рождества Христова, воскресной школой, клубом православной молодёжи.
Деятельность центра нельзя представить работой в одном, узком направлении, так как именно их взаимодействие обеспечивает качественное функционирование центра и его результативную деятельность. По каждому из направлений созданы творческие группы из числа учителей, обучающихся, которые взаимодействуют со священнослужителями, общественными организациями, расположенными на территории прихода церкви.
Цель нашей деятельности - развитие нравственных качеств личности каждого обучающегося, способного к самооценке своих поступков, обладающего навыками саморазвития, подготовленного к адаптации в современных условиях жизни через создание единой интегрированной системы «Школа – ДПЦ» на основе духовных ценностей.
Наша работа направлена на решение таких задач, как:
* введение в педагогическую практику организации образовательного процесса модели интегрированной системы «Школа - ДПЦ», способствующей воспитанию общественно-активной творческой личности, для которой нормой жизни будет стремление к духовно - нравственным ценностям;
* создание педагогических условий для обеспечения высокого уровня интеграции в системе «Школа – ДПЦ»;
* использование форм и методов, направленных на развитие нравственных качеств личности обучающихся, способности к самооценке своих поступков, навыков саморазвития.
В процессе реализации задач используются следующие формы работы:
классные часы, тематические беседы с учениками, лекции для родителей, кинолекторий, встречи с духовным попечителем; кружковые занятия; душеполезное чтение; игровая деятельность; экскурсионные и паломнические поездки; проведение акций, направленных на борьбу с негативными явлениями, волонтёрское движение, подготовка и проведение праздников православного календаря в микрорайоне школы с учётом сетевого взаимодействия; творческая деятельность; занятия воскресной школы и др.
Разработано и утверждено «Положение о работе центра». В его разработке принимали участие школьники, учителя, руководитель центра, директор школы, председатель управляющего совета, благочинный первого Старооскольского округа настоятель храма Рождества Христова протоиерей Алексий Бабанин, который является духовным наставником школы и центра.
В настоящее время в школе (директор Бредихин А.Н.) создана и эффективно внедряется модель нравственного развития личности в интегрированной системе «Школа – ДПЦ», которая
связывает духовное и светское образование общим духовно-нравственным содержанием;
включает методологический и культурологический компоненты, обусловившие методы освоения содержания;
обеспечивает освоение организационно-методических средств интеграции в программы гуманитарного и художественно-эстетического цикла предметов, отечественной духовной культуры, её традиций и ценностей,
создаёт условия развития нравственных качеств личности обучающихся.
В социуме интегрированной системы «Школа - ДПЦ», происходит комплексное взаимодействие всех социальных институтов: управления образования администрации Старооскольского городского округа, Старооскольского городского института усовершенствования учителей, образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия, ДОУ, благочиния, родителей.
Реализация такой модели направлена на повышение компетентностей педагогов, внедрения в педагогическую практику форм и методов нравственного развития личности обучающихся и способствует приобретению педагогического опыта по нравственному развитию личности, формированию духовно - развивающей среды для постижения школьниками духовно-нравственных ценностей.
Анализ наблюдения показывает положительную динамику таких качеств личности обучающихся, как любовь к Родине, интерес к культуре, готовность прийти на помощь, умение быть благодарным, уважение к старшим, дружелюбие, забота о младших, инициативность, терпимость, активность в учёбе, творческая направленность, нравственность поступков, принципов и убеждений, культура речи, интерес к истории родного края.
О развитии нравственных качеств учащихся свидетельствуют результаты их участия в различных конкурсах и олимпиадах, требующих знаний духовного наследия и православных традиций.
Результатом нашей деятельности является победа в значимом конкурсе «Вифлеемская звезда».
Конечно, у нас, как и у каждого из работающих и живущих в наше непростое время людей есть и трудности, и проблемы. Но мой жизненный и педагогический опыт позволяет с уверенностью сказать, что «дорогу осилит идущий».
Сущность духовности в предельно обобщённом виде можно выразить одним словом – ЛЮБОВЬ. Любовь, которая не есть произведение человека, а великий дар свыше, данный человеку в потенциале изначально. Для чего? Для приумножения его в себе и привнесения в мир. Ведь именно через любовь (духовность) и проявляет себя в человеке Бог, «потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4: 8). И чем более в человеке любви (истинной Любви, божественной, - любви ко всему сущему), тем более он духовен.
Цель жизни человека заложена в его программе духовного развития, путь достижения этой цели в Заповедях Божиих, главной из которых является именно любовь.
Откроем свои сердца навстречу детским, молодым сердцам и попросим помощи у Бога …
|