Сайт Галюзиной Анны Александровны

Понедельник, 17.12.2018, 12:14

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
03.01.2013, 12:31

3 класс, 2 год обучения

Тема урока: « Буквица славянская. История азбуки»

Урок комбинированный

Цель урока: познакомить обучающихся с создателями славянской азбуки равноапостольными Кириллом и Мефодием, историей создания азбуки и славянскими буквицами;

воспитывать чувства уважительного отношения к родному языку;

развивать эстетические и творческие способности  школьников.

Оборудование: учебники, тетради,  рисунки букв, дидактический материал, компьютер, экран, презентация.

Ход урока

Организационный момент:

Новости из епархии, православный календарь (традиционно учитель информирует обучающихся о событиях православного календаря)

 Актуализация знаний:

Вопросы обучающимся:

1.Что вы знаете об азбуке? (Ответы учащихся)

2. Когда вы впервые с ней познакомились? (Ответы учащихся)

3. Для чего нужна азбука? (Ответы учащихся)

Всегда ли азбука выглядела такой, какой она является сегодня?

Каждая книга имеет авторов, а кто составил азбуку?

- На эти вопросы нам предстоит с вами ответить. А ещё мы с вами подумаем и сделаем вывод о важности этого события: создание азбуки и радости, пришедшей к славянам:  возможности читать Слово Божие на славянском языке.

Дорогие мои! На прошлом уроке вы получили необычное задание, в виде проектов, которые вам помогали выполнять ваши родители: одни  должны были подобрать и выучить стихи, другие - нарисовать рисунки по заданным темам,  а третьи - написать короткую сценку и разыграть её. В течение недели мы отбирали материал, подготовленный вами, и лучшее вы покажете сегодня на уроке.

Работа по теме:

 Слово учителя сопровождается презентацией

 «Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, (слайд №1) когда начинаем вспоминать первые русские книги, наша мысль обязательно обращается к славянским первоучителям – святым Кириллу и Мефодию» (слайд №2).

Давно - давно,  когда ещё и Русь не была крещена, в знатной Византийской семье города Солуни родился мальчик, которого назвали Константином, в честь императора Константина Великого. Предполагают, что мать его была славянского происхождения (слайд №3), потому что все дети в семье знали славянский также хорошо, как и греческий. Константин проник в самую сущность славянского языка. А ещё он сам сочинял стихи, гимны, владел другими языками и поражал всех своей неутолимой жаждой знаний.  С детства он полюбил науки, «книжную мудрость». Константин обладал поразительными способностями и необъятной памятью, обучался в школе самого Григория Богослова, был взят ко двору императора, учился с его сыном у знаменитого Фотия, будущего Патриарха Константинопольского.  Он мог сделать прекрасную карьеру, но предпочёл уединённый образ жизни в монастырях. Не раз  император Михаил и Патриарх Фотий отправляли его с миссией распространения христианского учения к другим народам. В других странах он объяснял учение Христа и каноны православной веры. Целью было просвещение народов. Вот что значит просветитель - озаряющий светом веры Христовой.

Позднее к Константину присоединился его старший  брат Мефодий

(слайд №4), который, оставив карьеру военного, ушёл в монастырь и изучал там «книжную мудрость». Мефодий поддержал стремление брата создать азбуку для славян (слайд №5).

Славянам было  необходимо иметь свою письменность.

 Из « Повести временных лет» мы узнаём, что царь Михаил вызвал к себе братьев: Константина, которого за его мудрость прозвали философом, и Мефодия и послал их в славянскую землю (слайд №6).  Им предстояло создать славянскую письменность, от которой зависела точность перевода богослужебных книг на славянский язык (слайд №7).

 Константин Философ с помощью своего брата Мефодия, по вдохновению Божию, создал славянский книжный язык (слайд №8).  И стали они переводить греческие богослужебные книги (слайды №9,10). И первыми перевели Апостол и  Евангелие.

Чтобы защитить славянские письмена, братья отправились в Рим (слайд №11).

Инсценирование (подготовленное заранее группой учащихся) Действующие лица:

Константин Философ (Кирилл),

Мефодий,

противники славянских книг,

Римский епископ,

рассказчик

У доски появляется рассказчик:

«Однако нашлись люди, которые стали хулить славянские книги»

1 противник: «Ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян…»

2 противник: « Да, да, ведь Пилат на Кресте Господнем написал только на этих языках».

Выходит Римский епископ: «Пусть восхвалят Бога все народы!  Пусть каждый народ молится Богу на своём родном языке!» (слайд №12)

Рассказчик: «Незадолго до смерти Константин Философ принял монашество под именем Кирилл и сказал брату…»

 Кирилл: «Мы с тобой как два вола, вели одну борозду. Но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться  на свою гору. »

Мефодий: «Брат! Я выполню твою последнюю волю!»

Рассказчик: «И Мефодий свято исполнил волю брата и перевёл все библейские книги на славянский язык (слайд №13,14.)

За  трудовые деяния (слайды №15,16) братья  причислены к лику равноапостольных (слайд №17).  Их почитают все славянские народы (слайды №18,19,20,21), а память равноапостольных Кирилла и Мефодия  отмечается 24 мая» (слайд №22).

Учитель: «Этот день является днём тезоименитства нашего Патриарха Кирилла» (слайд №23).

Работа в тетрадях 

Обучающиеся записывают тему урока,  главные слова урока: «просветители, богомудрые,  равноапостольные, азбука» и с помощью учителя объясняют их значение. (Равноапостольный - то есть приравненный к апостолам. Так Церковь именует ревнителей христианской веры, которые подобно апостолам распространяли и утверждали её среди народов.

Апостолы – «посланники», ученики Христа…[«Православная энциклопедия православного христианина», стр.155, 15] ).

 А также строку праздничного песнопения: «Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!» (слайд №24).

(Звучит в записи песнопение в исполнении певчих храма Рождества Христова).

 Слова обводят в красивую рамочку,  украшая орнаментом

Физкультминутка

В далёкие времена летописцам приходилось много писать и, наверное, им бы пригодилась такая физкультминутка, которую мы сейчас выполним.

Пальчиковая гимнастика

Закрепление:

Работа с учебником

Задание обучающимся

1. Прочитать  текст на странице 12-14 «Радуйтесь, Мефодий и Кирилл!» и ответить на вопросы:

Что вам было известно из прочитанного, а о чём вы узнали впервые? Какие  незнакомые слова вам встретились в тексте? (Обучающиеся читают и отвечают на вопросы).

2. Рассмотреть иллюстрацию иконы «Равноапостольные Кирилл и Мефодий» на странице 13 учебника и прокомментировать её.

3. Ответить на вопросы учебника (страница 14 - 15):

Как звали святых братьев?

Чем они занимались, став монахами?

Из каких двух слов составлено слово «богомудрые»?  Как ты понимаешь его значение?

Почему этим словом охарактеризованы святые Кирилл и  Мефодий?

Продолжение работы по теме:

Учитель

«А теперь пришло время познакомиться с церковнославянской азбукой»

(на экране появляется церковнославянский алфавит) (слайд №9).

«Давайте послушаем, что рассказывает нам учебник о первых буквах»

      Чтение текста на странице 15.

 Учитель

« Сегодня к нам в гости пришли буквы церковнославянского алфавита. Посмотрите, какие они красивые, украшены орнаментом

(обучающиеся имели задание: вместе с родителями нарисовать буквы и подобрать к ним короткие стихи)

Ученики будут читать стихи, а  мы с вами посчитаем: сколько букв имеется в строчках стиха, посвящённого этой букве»

Школьники, показывая нарисованные буквы, объясняют, почему использовали орнамент при изображении буквы и тот или иной цвет.

Элементы урока - концерта

     А-азъ

Ангел – добрый мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Ничего с ним не боюсь.


Б - Буки
Бог Един - всему Творец,
Мудрый, строгий наш Отец!
Повторяем вновь и вновь:
Бог – Создатель и Любовь.

 

В- Веди
Вера наша правая:

Вера православная,

Но без дел она мертва,

Вера – не одни слова!

 

Г- Глаголь 
Господь создал всё на Земле,

Что до него было во мгле.

- Да будет свет! – Господь сказал,

И мир земной прекрасен стал!

 

Д- Добро
Мы ходили редко в храм. 
А теперь мы часто там. 
Почему? Да потому, 
Что узнала точно мама - 
Нет спасения без храма!

 

Дом молитвы - Божий храм.

Так сказал Спаситель сам.

Дом Господний – чист и светел

И всегда в нём рады детям.

 Работа в тетради

Опираясь на страницу 15 учебника, написать слова: Бог, Богородица

по - церковнославянски.

Учитель.

«Церковнославянский язык я преподаю  в воскресной школе при храме Рождества Христова. Кто заинтересовался его красотой, может прийти и продолжить занятия». 

Обобщение и проверка изученного:

Задания по группам:

Обучающиеся получают дидактический материал – вырезанные буквы современной и  церковнославянской азбуки – и задание: 1- разложить буквы в зависимости от того, к какой азбуке они относятся (современная или церковнославянская);  2 -  посчитать, сколько букв в современной и церковнославянской азбуке, 3 – каких букв нет в современной азбуке.

Викторина:

( викторина на экране)

Ответить на вопросы:

1. За какие дела были прославлены Кирилл и Мефодий?

2. Какие книги они перевели на славянский язык?

3. Когда мы отмечаем память равноапостольных Кирилла и Мефодия?

4. Чем украшались буквы славянского алфавита?

5. Каким знаком обозначаются сокращения в словах церковнославянского языка?

6. Какое слово получится при соединении имён двух букв «Азъ» и «Буки»

7. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Подведение итогов. Рефлексия:

На доске изображены контуры букв АЗЪ и БУКИ.

Задание школьникам: в контуры букв поместите цветные квадратики в зависимости от того, как вы считаете: насколько радостным и необходимым было создание азбуки для славян. Красный цвет – очень необходимым и радостным,

оранжевый – радостным,

зелёный – необходимым.

Учащиеся заполняют контуры букв.

Учитель

«Какие красивые и красочные буквы у нас получились. Мы подтвердили важность создания славянской азбуки и радость от того, что с этих пор славяне смогли читать Слово Божие на родном языке, записывать  исторические факты, вести летописи.

Отмечаются все, кто участвовал в уроке.

Задание на дом:

Попытаться написать свои имена и имена родителей  церковнославянскими буквами; прочитать текст на странице 16 «Нахальная буква (по В.А.Сухомлинскому) и ответить на вопросы к нему

                                           

Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 4131 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Galuzina  
cry

1 Galuzina  
tongue

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [34]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0