3 класс, 2 год обучения
Тема урока: « Буквица славянская. История азбуки»
Урок комбинированный
Цель урока:
познакомить обучающихся с создателями славянской азбуки равноапостольными
Кириллом и Мефодием, историей создания азбуки и славянскими буквицами;
воспитывать чувства уважительного
отношения к родному языку;
развивать эстетические и
творческие способности школьников.
Оборудование:
учебники, тетради, рисунки букв,
дидактический материал, компьютер, экран, презентация.
Ход урока
Организационный момент:
Новости из епархии,
православный календарь (традиционно учитель информирует обучающихся о событиях
православного календаря)
Актуализация
знаний:
Вопросы обучающимся:
1.Что вы знаете об азбуке?
(Ответы учащихся)
2. Когда вы впервые с ней
познакомились? (Ответы учащихся)
3. Для чего нужна азбука? (Ответы
учащихся)
Всегда ли азбука выглядела
такой, какой она является сегодня?
Каждая книга имеет авторов, а
кто составил азбуку?
- На эти вопросы нам
предстоит с вами ответить. А ещё мы с вами подумаем и сделаем вывод о важности
этого события: создание азбуки и радости, пришедшей к славянам: возможности читать Слово Божие на славянском
языке.
Дорогие мои! На прошлом уроке
вы получили необычное задание, в виде проектов, которые вам помогали выполнять
ваши родители: одни должны были
подобрать и выучить стихи, другие - нарисовать рисунки по заданным темам, а третьи - написать короткую сценку и
разыграть её. В течение недели мы отбирали материал, подготовленный вами, и
лучшее вы покажете сегодня на уроке.
Работа по теме:
Слово
учителя сопровождается презентацией
«Когда мы пытаемся представить себе начало
русской книжности, (слайд №1) когда начинаем вспоминать первые русские книги,
наша мысль обязательно обращается к славянским первоучителям – святым Кириллу и
Мефодию» (слайд №2).
Давно
- давно, когда ещё и Русь не была
крещена, в знатной Византийской семье города Солуни родился мальчик, которого
назвали Константином, в честь императора Константина Великого. Предполагают, что
мать его была славянского происхождения (слайд №3), потому что все дети в семье
знали славянский также хорошо, как и греческий. Константин проник в самую
сущность славянского языка. А ещё он сам сочинял стихи, гимны, владел другими
языками и поражал всех своей неутолимой жаждой знаний. С детства он полюбил науки, «книжную
мудрость». Константин обладал поразительными способностями и необъятной
памятью, обучался в школе самого Григория Богослова, был взят ко двору императора,
учился с его сыном у знаменитого Фотия, будущего Патриарха
Константинопольского. Он мог сделать
прекрасную карьеру, но предпочёл уединённый образ жизни в монастырях. Не
раз император Михаил и Патриарх Фотий
отправляли его с миссией распространения христианского учения к другим народам.
В других странах он объяснял учение Христа и каноны православной веры. Целью
было просвещение народов. Вот что значит просветитель - озаряющий светом веры
Христовой.
Позднее
к Константину присоединился его старший
брат Мефодий
(слайд
№4), который, оставив карьеру военного, ушёл в монастырь и изучал там «книжную
мудрость». Мефодий поддержал стремление брата создать азбуку для славян (слайд
№5).
Славянам
было необходимо иметь свою письменность.
Из « Повести временных лет» мы узнаём, что
царь Михаил вызвал к себе братьев: Константина, которого за его мудрость
прозвали философом, и Мефодия и послал их в славянскую землю (слайд №6). Им предстояло создать славянскую письменность,
от которой зависела точность перевода богослужебных книг на славянский язык (слайд
№7).
Константин Философ с помощью своего брата
Мефодия, по вдохновению Божию, создал славянский книжный язык (слайд №8). И стали они переводить греческие богослужебные
книги (слайды №9,10). И первыми перевели Апостол и Евангелие.
Чтобы
защитить славянские письмена, братья отправились в Рим (слайд №11).
Инсценирование (подготовленное заранее группой учащихся) Действующие
лица:
Константин
Философ (Кирилл),
Мефодий,
противники
славянских книг,
Римский
епископ,
рассказчик
У
доски появляется рассказчик:
«Однако
нашлись люди, которые стали хулить славянские книги»
1
противник: «Ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков
и латинян…»
2
противник: « Да, да, ведь Пилат на Кресте Господнем написал только на этих
языках».
Выходит
Римский епископ: «Пусть восхвалят Бога все народы! Пусть каждый народ молится Богу на своём
родном языке!» (слайд №12)
Рассказчик:
«Незадолго до смерти Константин Философ принял монашество под именем Кирилл и
сказал брату…»
Кирилл: «Мы с тобой как два вола, вели одну
борозду. Но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору. »
Мефодий:
«Брат! Я выполню твою последнюю волю!»
Рассказчик:
«И Мефодий свято исполнил волю брата и перевёл все библейские книги на
славянский язык (слайд №13,14.)
За
трудовые деяния (слайды №15,16) братья причислены к лику равноапостольных (слайд
№17). Их почитают все славянские народы (слайды
№18,19,20,21), а память равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается 24 мая» (слайд №22).
Учитель:
«Этот день является днём тезоименитства нашего Патриарха Кирилла» (слайд №23).
Работа в тетрадях
Обучающиеся
записывают тему урока, главные слова
урока: «просветители, богомудрые,
равноапостольные, азбука» и с помощью учителя объясняют их значение.
(Равноапостольный - то есть приравненный к апостолам. Так Церковь именует
ревнителей христианской веры, которые подобно апостолам распространяли и
утверждали её среди народов.
Апостолы
– «посланники», ученики Христа…[«Православная энциклопедия православного
христианина», стр.155, 15] ).
А также строку праздничного песнопения:
«Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!» (слайд
№24).
(Звучит
в записи песнопение в исполнении певчих храма Рождества Христова).
Слова обводят в красивую рамочку, украшая орнаментом
Физкультминутка
В
далёкие времена летописцам приходилось много писать и, наверное, им бы
пригодилась такая физкультминутка, которую мы сейчас выполним.
Пальчиковая
гимнастика
Закрепление:
Работа с учебником
Задание
обучающимся
1.
Прочитать текст на странице 12-14
«Радуйтесь, Мефодий и Кирилл!» и ответить на вопросы:
Что
вам было известно из прочитанного, а о чём вы узнали впервые? Какие незнакомые слова вам встретились в тексте? (Обучающиеся
читают и отвечают на вопросы).
2.
Рассмотреть иллюстрацию иконы «Равноапостольные Кирилл и Мефодий» на странице
13 учебника и прокомментировать её.
3.
Ответить на вопросы учебника (страница 14 - 15):
Как
звали святых братьев?
Чем
они занимались, став монахами?
Из
каких двух слов составлено слово «богомудрые»? Как ты понимаешь его значение?
Почему
этим словом охарактеризованы святые Кирилл и Мефодий?
Продолжение работы по теме:
Учитель
«А
теперь пришло время познакомиться с церковнославянской азбукой»
(на
экране появляется церковнославянский алфавит) (слайд №9).
«Давайте
послушаем, что рассказывает нам учебник о первых буквах»
Чтение текста на странице 15.
Учитель
«
Сегодня к нам в гости пришли буквы церковнославянского алфавита. Посмотрите,
какие они красивые, украшены орнаментом
(обучающиеся
имели задание: вместе с родителями нарисовать буквы и подобрать к ним короткие
стихи)
Ученики
будут читать стихи, а мы с вами
посчитаем: сколько букв имеется в строчках стиха, посвящённого этой букве»
Школьники,
показывая нарисованные буквы, объясняют, почему использовали орнамент при
изображении буквы и тот или иной цвет.
Элементы урока - концерта
А-азъ
Ангел – добрый
мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Ничего с ним не боюсь.
Б
- Буки
Бог Един - всему Творец,
Мудрый, строгий наш Отец!
Повторяем вновь и вновь:
Бог – Создатель и Любовь.
В- Веди
Вера наша правая:
Вера
православная,
Но
без дел она мертва,
Вера
– не одни слова!
Г- Глаголь
Господь создал всё на Земле,
Что
до него было во мгле.
-
Да будет свет! – Господь сказал,
И
мир земной прекрасен стал!
Д- Добро
Мы ходили редко в храм.
А теперь мы часто там.
Почему? Да потому,
Что узнала точно мама -
Нет спасения без храма!
Дом молитвы - Божий храм.
Так сказал Спаситель сам.
Дом Господний – чист и светел
И всегда в нём рады детям.
Работа
в тетради
Опираясь на страницу 15
учебника, написать слова: Бог, Богородица
по - церковнославянски.
Учитель.
«Церковнославянский язык я
преподаю в воскресной школе при храме
Рождества Христова. Кто заинтересовался его красотой, может прийти и продолжить
занятия».
Обобщение и проверка изученного:
Задания по группам:
Обучающиеся получают
дидактический материал – вырезанные буквы современной и церковнославянской азбуки – и задание: 1- разложить
буквы в зависимости от того, к какой азбуке они относятся (современная или
церковнославянская); 2 - посчитать, сколько букв в современной и
церковнославянской азбуке, 3 – каких букв нет в современной азбуке.
Викторина:
( викторина на экране)
Ответить на вопросы:
1. За какие дела были
прославлены Кирилл и Мефодий?
2. Какие книги они перевели
на славянский язык?
3. Когда мы отмечаем память
равноапостольных Кирилла и Мефодия?
4. Чем украшались буквы
славянского алфавита?
5. Каким знаком обозначаются
сокращения в словах церковнославянского языка?
6. Какое слово получится при
соединении имён двух букв «Азъ» и «Буки»
7. Почему христиане на Руси
радовались, получив славянскую азбуку?
Подведение итогов. Рефлексия:
На доске изображены контуры
букв АЗЪ и БУКИ.
Задание школьникам: в контуры
букв поместите цветные квадратики в зависимости от того, как вы считаете:
насколько радостным и необходимым было создание азбуки для славян. Красный цвет
– очень необходимым и радостным,
оранжевый – радостным,
зелёный – необходимым.
Учащиеся заполняют контуры
букв.
Учитель
«Какие красивые и красочные
буквы у нас получились. Мы подтвердили важность создания славянской азбуки и
радость от того, что с этих пор славяне смогли читать Слово Божие на родном
языке, записывать исторические факты,
вести летописи.
Отмечаются все, кто
участвовал в уроке.
Задание на дом:
Попытаться написать свои
имена и имена родителей
церковнославянскими буквами; прочитать текст на странице 16 «Нахальная
буква (по В.А.Сухомлинскому) и ответить на вопросы к нему
|