Сайт Галюзиной Анны Александровны

Суббота, 27.04.2024, 04:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
31.12.2016, 03:07

Выступление на заседании секции

в Белгородской православной гимназии во имя святых Мефодия и Кирилла «Диалог духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений. Опыт семейного воспитания».

 Руководители секции – Иерей Иоанн Залога, Шереметцева Л.В.

 

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

В СОЦИАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ПОКОЛЕНИЙ

(Из опыта работы духовно - просветительского центра МАОУ «Средняя политехническая школа №33» и социальной службы храма Рождества Христова)

 

А.А. Галюзина – учитель православной культуры

МАОУ «СПШ № 33» Старооскольского городского округа

 

 

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет,
и да долголетен будеши на земли  

     Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.  Почитать родителей значит: любить их, быть почтительным к ним, не оскорблять и не обижать их ни словами, ни поступками; повиноваться им во всем, кроме советов, направленных против заповедей Христовых; помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости; молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.  Грех непочтения к родителям есть великий грех. По законам Ветхого Завета, злословящий отца или мать, наказывался смертью (Марк. 7,10; Исх. 21,16). Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком - либо отношении заменяет нам родителей.  К таким лицам относятся: священники и духовники, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; гражданские власти, а именно те, которые заботятся о нашей мирной жизни и защищают нас от притеснителей и грабителей; воспитатели, учителя и благодетели, которые стараются учить нас и преподать нам все доброе и полезное для жизни; дедушки, бабушки и вообще старшие по возрасту, имеющие опыт веры и жизни, благую совесть и потому могущие нам дать благой совет.

Присутствующие здесь хорошо знают и понимают это. Один из священнослужителей, не нарушая тайны исповеди, свидетельствовал, что  часто на исповедь приходят люди, уже в возрасте, и начинают жаловаться на своих детей: вот, мол, так они себя неправильно ведут, дочка такое говорит… Некоторые сами замечают: «Слово в слово, что я говорила своей матери, теперь мне говорит моя дочь». Некоторых приходится подводить к этой мысли: «А как вот Вы, не грешили ли против родителей?»

         Действительно, в наказание за нарушение этой заповеди Господь очень часто ставит человека в ту же самую ситуацию, но уже с другой стороны, со стороны страдающего родителя.  Вывод напрашивается сам собой.  Социальное благополучие поколений зависит от того, как мы уважаем родителей, почитаем Бога, исполняем Его Заповеди. 

Как научить, как рассказать об утраченных православных традициях семейного воспитания. Как вернуть то, чего может и никогда не было в советские и постсоветские времена.  Мы, учителя, встречаемся с различными семьями: и хорошо, если в ней есть устои нравственности, а ведь есть и такие, где царит жестокость, грубость, алчность. И если к таким родителям не «достучаться», попробуем достучаться до младшего поколения. 

         На школе, также как и на семье лежит ответственность за воспитание человека нравственного, способного отвечать за свои дела и поступки.  Ученики школы - это будущие родители,  которые должны позаботиться о своих детях, об их духовном и телесном здоровье. Являясь руководителем духовно - просветительского центра школы, я предложила создать школу родительства «Добродетели».  Концептуальная идея данного проекта по нравственному развитию личности -  создание модели системы традиционного воспитания отцовства и материнства на основе соработничества  духовно- просветительского центра и храма.

Среди учащихся школы и их родителей  было проведено анкетирование
Анализ анкет показал:

         - большинство учащихся и родителей свидетельствуют о наличии проблемных ситуаций в семье и хотели бы получить помощь в их разрешении со стороны школы и храма;

         - большая часть респондентов выразила желание узнать о традициях православной семьи,  нравственных и духовных устоях и необходимости воспитания отцовства и материнства

Основные направления социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении – это:

обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде (детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности), профилактики девиантного поведения детей;

индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

У православного человека семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. 

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, формирование личности ребенка закладывается в семье под воздействием родительской любви, семейных традиций.

Подготовка к материнству и отцовству требует осознание ценности семьи.  Знакомство с такими понятиями,  как «долг» и «ответственность», со своими будущими обязанностями отца или матери и с настоящими обязанностями сына или дочери. 

Актуальность приобретает проблема отцовства и материнства как составляющих феномена родительства,   их состояния в современном мире, а также моделирования на этой основе будущего, ожидающего российскую семью в  XXI столетии.

Модель....

Цель: 

  • на основе разработанной модели координировать систему работы школы и храма по формированию уподрастающего поколения и их родителей духовности, семейных ценностей, качеств отцовства и материнствав православных традициях.

  • Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  • -разработать модель системы воспитания отцовства и материнства винтегрированной системе «Школа - ДПЦ»,

  • -воспитывать бережное отношение к семейному наследию, истории и традициям;

  • -способствовать повышению статуса отца (мужчины, мужа) как главы семьи, рода, защитника Отечества;

  • -формировать ответственное отношение к роли матери (жены, женщины) в семейном воспитании игосударственном развитии.

    Начинаем с организационной работы.

    Из  модели следует, что работа по воспитанию отцовства и материнства на основе православных традиций в общеобразовательной школе  начинается с консультационных бесед с учителями. Организационная группа, состоящая из руководителя ДПЦ, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, клирика храма Рождества Христова разработала темы лекций, которые были прочитаны учителям специалистами различных направлений. Пример тем лекций для учителей:

  • Семья и брак в современном социально- правовом аспекте.

  • Семья и Русская Православная Церковь. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

  • Исторически сложившийся институт семьи в русской культуре.

  • Традиционная форма заключения брака в русской культуре.

  • Таинство венчания.

  • Семья и деторождение

    Воспитание материнства и отцовства в школе родительства в соработничестве учитель – священнослужитель осуществляется по следующим направлениям: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педколлективом.

      И если работу с педагогическим коллективом можно  ограничить лекциями, беседами, просмотром тематических фильмов, консультациями; в работе с родителями и школьниками  используются разнообразные формы работы.

    Хочу предложить темы родительский собраний мам, бесед с девочками, родительских собраний отцов, бесед с юношами, общих родительских собраний:..... 

  • ТЕМЫ ОБЩИХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

  • Понятие «семья» в правовом поле и в основах социальной концепции Русской Православной Церкви

  • День семьи как праздник любви и верности

  • Семейно- демографическая политика Белгородской области

  • Понимание семьи в отечественной традиции: единство, святость, соборность, апостольство

  • Традиционное представление о предназначении семьи в отечественной культуре.

  • Отчий дом. Определяющая и важнейшая роль семьи как исток жизненного пути каждого человека

  • Любовь. Её понятие в контексте отечественной культуры. Виды любви в обыденном, в этическом, в философском, в православном смысле

  • Супружество- единство мужчины и женщины в семье. Родительские обязанности супругов

  • Чинопоследование таинства брака

  • Родительские обязанности.

           Забота о развитии телесности, душевности и духовности.

  • Свойства родительства: смирение, строгость, властность

  • Конфликты в семье. Механизмы рассогласования и механизмы примирения

  • Развод, его разрушительная функция

  • «Абортное мышление»- кризис духовно- нравственных основ семьи.

  • Виды человеконенавистнического сознания

  • Проявление духовных качеств в нравственности человека.Приёмные дети

  • Становление и динамика семейных отношений

  • Честь семьи. Семейные предания и традиции. Семейные добродетели

  • Святые покровители семьи

    Лекции  и беседы с родителями могут сопровождаться просмотром фильмов.

    ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА  НА ПРИМЕРАХ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    душеполезные чтения,  читательские конференции

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

    Акции милосердия

    Экскурсионные и паломнические поездки

    Пребывание в воскресных  православных лагерях

     Подготовка и проведение совместных праздников

    ЗАНЯТИЯ КРУЖКОВ «Рукодельница» и «Умелые руки»

    Обоснование эффективности

  • Слово авторитетного руководителя (учителя, духовного попечителя), примеры жития святых являются методом воздействия на ум и чувства школьника для разъяснения фактов и явлений жизни, формирования представлений о жизненных ценностях, знаний о культуре поведения, путях решения социальных, нравственныхпроблем.

  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения способствуют формированию нравственных качеств, усвоению правил поведения, согласованных с Заповедями Божиими, лично значимых действий, социально правильных нравственных поступков; создаются условия для активной сознательной деятельности во благо других.

  • Помогают наполнить смыслом, улучшить качество познавательной деятельности, создавать для неё благоприятные условия, способствуют переживанию, осмыслению. Одобрение стимулирует школьников к улучшению действий и придаёт уверенности., побуждает к творческой деятельности. Осуждение даёт возможность понять ошибки. Данные методы эффективны для профилактики девиантных поведений.

            Опыт может быть применен в любом общеобразовательном учреждении при наличии духовно - просветительского центра на базе общеобразовательного учреждения или тесной взаимосвязи с духовно-просветительским центром, расположенным в территориальной близости от школы.

          Проект одобрен на региональном уровне и рекомендован  центром  «Преображения» и Международной общественной организацией «Союз православных женщин» для обобщения и распространения опыта работы. Он не имеет ограничений во времени.  Меняя содержание форм работы, мы имеем ежегодный самообновляющийся  проект.

         Реализация проекта проходит в тесном сотрудничестве с социальной службой и участниками клуба православной молодёжи, которые являются будущими родителями.  В настоящее время с социальной службой храма работаем над  проектом  создания центра «Радость в семью», который    направлен  на духовную, нравственную и материальную поддержку многодетных,  неполных и  малообеспеченных  семей. В результате целенаправленной работы по реализации содержания  деятельности программы проекта и его плана многодетные, неполные и малообеспеченные  семьи должны почувствовать значимость своего родительского долга, заботу об отцовстве и материнстве, а также  воспитании нравственных качеств личности в семье, как родителей, так и детей, на основе православных традиций.  Реализация поставленных целей  осуществляется с помощью следующих форм работы: анкетирование,  изучение материального положения семей,  духовно- просветительская работа с родителями и детьми, помощь волонтёров, оказание материальной и финансовой помощи,  занятия по интересам, совместная деятельность на общественное благо. Создание центра по оказанию помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям, надеемся, позволит им решить многие жизненные проблемы.

    Ещё хочу предложить разработанные нами памятки, которые используем и которые получили одобрение в других уголках нашей страны.(Международные Рождественские чтения -2016 года).

          Реализация предложенного опыта в школах города станет доказательством того, что «родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие.

    Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства»

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 280 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Galuzina  
0
Выступление 21 декабря на Иоасафовских чтениях в Белгороде

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [41]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0