Сайт Галюзиной Анны Александровны

Пятница, 03.05.2024, 03:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА «БЛАГОДЕЯНИЕ»
[ Скачать с сервера (36.6 Kb) ] 22.09.2019, 03:43

Одним из средств развития духовно - просветительского центра «Благодеяние», основанного в МАОУ «СПШ №33» в 2010 году, является реализация проектов, направленных на духовно – нравственное воспитание обучающихся. Созданные проекты стали победителями областных конкурсов в 2015, 2016, 2017, 2019 годах и представляют систему деятельности, в основе которой лежит православная педагогика.

Когда Христа спросили: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36-40).

Любовь, как и вера, «без дел мертва» (Иак.2:20). Мы любим не столько тех, которые о нас заботятся, сколько тех, о ком заботимся сами.

Основываясь на Евангельской заповеди Спасителя о любви (см.: Мф. 22, 37-40), можно выделить целый ряд основополагающих принципов православной педагогики, определяющих отношение человека к Богу (принципы христоцентричности или богопосвященности), к Церкви (принципы экклезиоцентричности), к ребенку как ближнему в педагогическом процессе (принципы педоцентричности), друг к другу (принципы нравственно-педагогического взаимоединства) и педагога к самому себе и к своей профессиональной деятельности (принципы нравственно-педагогического аскетизма). Что же такое педагогика по определению педагогической науки?

А каково определение педагогики? "Педагогика - наука о воспитании и обучении", - читаем в словаре русского языка С.И.Ожегова. Возникнув как наука о воспитании детей и молодежи, педагогика все более становится наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

"Век живи, век учись", - говорит народная поговорка. Вся наша жизнь есть учебно-воспитательный процесс, ибо все ее содержание воспитательно-поучительно, исполнено примеров добрых и злых, спасительных и пагубных.

Под православной педагогикой мы понимаем науку и искусство воспитания целостной личности на пути ко спасению во Христе через Церковь.

Божественное Откровение несет в себе конкретные педагогические принципы, вооружает православного учителя благодатными советами, методами и средствами воспитания. Все это обязывает православного педагога не только овладевать духовными сокровищами Православия, но прежде всего воспитывать самого себя в истине и добродетели, ибо можно дать лишь то, что имеешь.

Специфика православной педагогики состоит в понимании детства как особого этапа духовного становления человека. Таковых есть Царство Небесное - сказал Господь о детях (Мф. 19, 14). Очевидно, что столь высокая оценка детей не связана с их моральным совершенством. Особая благодатность детства заключается в реальности веры детей, их чистоте, простоте, искренности, незлобии и смирении. В то же время православие не идеализирует ребенка. Оно знает, что природа любого человека повреждена первородным грехом, а потому состояние детской души нуждается в исцелении, в восстановлении его в прежнем достоинстве, в раскрытии богодарованных талантов и совершенствовании личности.

  • педагог призван помочь ребенку войти в жизнь Церкви так, чтобы эта жизнь стала его жизнью; помочь духовному росту детской души на пути, свойственном именно ей, по предвечному замыслу о ней Творца. Православная педагогика стремится воспитать в человеке те необходимые добродетели, которые сделают его гражданином Царствия Небесного.

Специфика православной педагогики состоит в том, что одной из основ ее является семья как домашняя церковь, устроенная по образцу святой Церкви Христовой, стремящаяся во взаимоотношениях уподобиться Пресвятой Троице, основанная на любви, ибо Бог есть Любовь. Здесь в ребенке уважаются его человеческие права, в нем видят, хранят и раскрывают образ Божий. Единение членов семьи в духе, слове, деле, молитве является благотворным для воспитания детей: они, достигнув совершеннолетия, становятся живыми и плодотворными членами Матери-Церкви. Школа призвана продолжать и дополнять дело семьи и, уподобляясь семье, становиться теплой школьной семьей. К сожалению, современная семья часто не справляется со своей обязанностью - воспитывать детей в духе христианского благочестия, во славу Божию и детоводительствовать их ко спасению. Поэтому православный педагог призван быть верным помощником православной семьи в воспитании.

Понимание важности воспитания школьников на основе православных семейных традиций было всегда. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия Заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

Решение проблемы родительства является одной из задач духовно-просветительского центра, который скоординировал работу школы и храма в этом направлении. Пришло решение о создании школы родительства «Добродетели» и модели деятельности в этом направлении.

Цель: на основе разработанной модели координировать систему работы школы и храма по формированию у подрастающего поколения и их родителей духовности, семейных ценностей, качеств отцовства и материнства в православных традициях. Данный проект способствует осуществлению таких задач, как: бережное отношение к семейному наследию, истории и традициям; повышение статуса отца (мужчины, мужа) как главы семьи, рода, защитника Отечества; определение роли матери (жены, женщины) в семейном воспитании и государственном развитии.

Участники проекта: родители, учащиеся школы, учителя, руководители внеурочной деятельности, библиотекари школы и храма, священнослужители, преподаватели и учащиеся воскресной школы. Направления деятельности: просветительское, социальное, нравственное, патриотическое. Ранообразны формы деятельности: заседания совета и инициативной группы, чтение тематической, духовной и душеполезной литературы, родительский лекторий и видеолекторий, читательские конференции, проведение православных и светских праздников, совместные экскурсионные и паломнические поездки, участие священнослужителей в проведении классных часов, акций милосердия, волонтёрское движение.

Широки взаимосвязи по проекту: родители, ученики, учителя, администрация школы, священнослужители, социальные службы, экскурсионное бюро и паломнический центр, библиотека школы и храма, воскресная школа и молодёжный центр храма, молодёжный отдел, муниципальный духовно-просветительский центр.

Родительская культура – одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом. В настоящее время уместно говорить о кризисе родительства, ярко проявляющим себя в современном мире, который, по нашему мнению, является кризисом традиционного отцовства и материнства. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем ответственности многих родителей, утратой традиционных православных устоев в семье, неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Детям необходимы любовь, забота, внимание родителей. У православного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. Дети должны знакомиться с такими понятиями, как «долг», и «ответственность», со своими будущими обязанностями отца или матери и с настоящими обязанностями сына или дочери. Подготовка к материнству и отцовству требует осознание ценности семьи. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви, семейных традиций. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно «болеть». Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Любовь к чему-либо (к Родине, к человеку) начинается с любви в семье, именно здесь человек проходит школу любви. Семья должна иметь очень высокий статус, прежде всего, для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. В связи с этим актуальность приобретает проблема отцовства и материнства как составляющих феномена родительства, их состояния в современном мире, а также моделирования на этой основе будущего. Новизна проекта заключается в том, что созданная модель воспитания родительства - отцовства и материнства - предусматривает воспитание нравственных качеств - ДОБРОДЕТЕЛЕЙ у родителей и школьников, на основе традиций православия и в соработничестве с православной Церковью. Население микрорайонов Юбилейный, Лесной, Северный, Зелёный Лог составляет более 18 тысяч человек, 70% из которых являются родителями и школьниками, то есть наш проект охватывает большую часть населения и нацелен на реальную помощь в решении нравственных проблем современной семьи.

Мы помним, что воспитание невозможно без идеологии мировоззрения. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали и иерархии ценностей. Важно, какими идеями мы воспитываем наших детей. Душа ребенка требует примера для подражания. Для России это обращение к христианским, православным корням своей нравственности. Опыт работы ДПЦ позволяет утверждать, что одной из важнейших форм работы по духовно - нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию личности является воспитание на положительном примере жизни и деятельности человека.

Областной конкурс на лучший проект развития духовно- просветительских центров «Православная инициатива» побудил к созданию проекта виртуального музея путешествий в мир Макария Булгакова «Вселяющий свет в души людские» на основе создания школьного сайта и был посвящён юбилею русского историка и богослова М.Булгакова. В 2016 году православная Россия и всё культурное сообщество образованных людей отмечали 200 - летие со дня рождения одного из великих иерархов Русской Православной церкви, члена Священного Синода, церковного ученого, доктора богословия митрополита Макария Булгакова, нашего выдающегося земляка. Доверие к Промыслу Божию, принцип восстановления цельной картины прошлого через творческое истолкование Божественных указаний, отеческого предания, уважение к исторической правде легли в основу методологического подхода владыки Макария к написанию его трудов по истории Русской Церкви. Они стали фундаментальной базой для изучения истории Русского государства.

Для современных реалий жизни характерно нечастое посещение школьниками библиотек и музеев, а обращение к Интернет ресурсам. В связи с чем и возникла идея о создании и реализации проекта виртуального музея путешествий в мир Макария Булгакова.

Были определены цели проекта, а именно - стратегическая: воспитание нравственных качеств личности участников проекта на примере жизни и деятельности русского богослова и церковного историка Макария Булгакова, человека высокой праведности, трудолюбия, честности, чистоты и святости на основе совершенствования форм работы системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в рамках развития духовно – просветительского центра «Благодеяние» в соработничестве с Церковью.

Конкретная цель: создание условий для привлечения не менее 2500 тысяч обучающихся и жителей прихода храма Рождества Христова для ознакомления с жизнью и деятельностью нашего земляка Епископа Православной Российской Церкви, историка и богослова Макария Булгакова.

  • достижение цели: создание виртуального музея путешествий в мир Макария Булгакова на основе открытия сайта. В паспорт проекта были заложены мероприятия по следующим направлениям:

1. Интеграция духовно - нравственного содержания в учебно - воспитательную среду;

2. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;

3. Нормативно - правовое обеспечение проекта;

4. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания;

5. Социальное служение;

6. Совершенствование подготовленности участников образовательной деятельности и повышение квалификации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания.

  • из главных условий успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья – духовно-нравственное воспитание. Невозможно измерить уровень милосердия общества и возможности человека, постигшего нравственные истинны. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут... Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…” (Мф. 5:3–12). Очевидна актуальность проекта, т.е. необходимость духовного просвещения общества, окружающего детей с ограниченными возможностями здоровья, и воспитания милосердного отношения к ним. Новизна проекта «Линия сердца – милосердие» в том, что деятельность по социализации детей с ОВЗ мы рассматриваем в сети взаимодействия духовно-просветительских центров на территории прихода храма Рождества Христова.

Идея проекта: соработничество в межсетевом образовательном пространстве школы и храма в воспитании милосердия посредством просветительской деятельности на основе православных традиций.

Цель: социальная адаптация обучающихся с ОВЗ через духовно-нравственную деятельность духовно-просветительских центров в сети взаимодействия образовательных организаций. Задачи:

- формирование духовно-нравственной культуры, совершенствование гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развитие творческих способностей обучающихся в условиях деятельности ДПЦ ;

- создание модели системы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ в сети взаимодействия духовно- просветительских центров на территории прихода храма Рождества Христова;

- организация духовно-просветительской работы с обучающимися, родителями, педагогами, прихожанами храма, на основе православной педагогики.

Деятельность ДПЦ призвана обеспечить детям с ОВЗ успешную социализацию и интеграцию в современное общество. Так как дети имеют различную степень ограничения здоровья, то и возможности их сильно различаются: одни успешно осваивают компьютерные технологии, выполняют творческие работы, другие с трудом раскрашивают картинки. Но при ведении занятий духовно-нравственной тематики наблюдается положительная динамика состояния самых разных обучающихся. Детям с ОВЗ приходят на помощь их сверстники, помогают, поддерживают. Предела совершенствованию личности человека нет. Необходимо применить такие педагогические методы и приёмы, чтобы донести обучающимся с ОВЗ сведения об истинной духовности. Основой социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ являются:

1. Православная педагогика – изучение принципов православной педагогики классными руководителями, учителями, психологами, логопедами. Формы изучения: самообразование, заседания методического объединения, консультации.

2. Духовно-нравственное просвещение – беседы и консультации учителей, родителей, родителей детей с ОВЗ, родителей детей, обучающихся на дому, руководителей кружков священнослужителями, руководителем ДПЦ в группе, лично и дистанционно.

3. Образовательное пространство введение тематических воспитательных задач в образовательное пространство. Проведение тематических мероприятий с детьми.

4. Социум привлечение прихожан храма Рождества Христова, среди которых руководители библиотек, спортивных секций, преподаватели музыкальной и художественной школы к занятиям по духовно-нравственному просвещению.

Заинтересованные стороны, благополучатели, целевые группы:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители, обучающиеся школы, педагоги, священнослужители, прихожане – жители микрорайонов Юбилейный, Северный, Лесной, Буденого, Зелёный Лог, Макаренко, Дубрава, Восточный.

Конкретных сроков исполнения проект не имеет, так как мы считаем, что работу в данном направлении необходимо проводить в системе деятельности духовно-просветительских центров. В связи с объективными обстоятельствами изменяются база данных о детях с ОВЗ и формы работы.

Актуальность проекта СДДП (Система деятельности по духовной безопасности) «Защита, созданного в 2019 году, обусловлена утратой традиционных нравственных ориентиров частью граждан, разрушением духовных традиций различными дезориентированными личностями и группами (сектами); отсутствием духовно-нравственных традиций и ценностей у отдельных представителей молодёжи, широкое распространение потребительских настроений, подрывающих основы здоровых социальных отношений в обществе, семейных укладов, развитие личности и порядок в социуме.

Современная Россия достигла такого уровня, что само её безопасное существование и устойчивое развитие становятся невозможны без сохранения и эффективного использования её духовного потенциала, общечеловеческих и национальных ценностей.

Новизна проекта заключается в соработничестве ДПЦ «Благодеяние» с храмами Рождества Христова и вмч. Феодора Стратилата по созданию системы деятельности по духовной безопасности, в основе которой лежит профилактика общественного (индивидуального, группового и массового) сознания от деструктивного внутреннего и внешнего воздействия, то есть защита.

Сущность духовной безопасности российского общества, в нашем случае молодёжи (учащихся 8-11 классов), как комплексного феномена, изменяющегося в условиях современного геополитического соперничества следует рассматривать как целенаправленную деятельность всех патриотических сил, творчески активной части общества, имеющих целью сохранение и приумножение национальных духовных ценностей.

Создание системы деятельности по духовной безопасности «Защита» на основе соработничества ДПЦ «Благодеяние» и храмов Рождества Христова и вмч. Феодора Стратилата позволит направить процесс социокультурной динамики в консолидирующее русло и способствовать преодолению кризиса духовной культуры и отчуждения молодого поколения от культурного наследия России; возрождению и поддержанию патриотизма в молодежной среде; укреплению базовых институтов социализации - семьи и школы как основных трансляторов культурных и идеологических ценностей общества; ограничению деструктивного влияния средств массовой информации (СМИ) как сильнейшего транслятора ценностей и приоритетов массовой культуры.

Цель проекта: профилактика влияния деструктивных организаций и негативных проявлений в среде старшеклассников (8-11 классы) МАОУ «СПШ №33» через создание системы деятельности по духовной безопасности «Защита» на основе соработничества ДПЦ «Благодеяние» и храмов Рождества Христова и вмч. Феодора Стратилата. По данному проекту согласно его паспорту разработаны мероприятия, включающие деятельность как учителей, так и священнослужителей. Разработана программа дополнительных занятий для старшеклассников.

Каждый из проектов имеет приложение с методическими рекомендациями по его реализации, основанными на принципах православной педагогики, в составлении которых принимали непосредственное участие священнослужители.

Цель православной педагогики заключается в помощи детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение дарами Церкви и содействии раскрытию образа Божия в них. Иными словами, эта цель есть исцеление, восстановление, укоренение и возможно более полное совершенствование подрастающей личности во Христе и лоне Церкви для спасения.

Будем следовать наставлению Святителя Иоанна Златоуста: «Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это — величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров».

 

Источники:

1. Акимова, О.И. Особенности формирования образовательной среды в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О.И. Акимова // В сборнике: Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы [Электронное издание]. Ответственный за выпуск Е.Г. Матвиевская. – 2017. – С. 20-24.

2. Акимова, О. И. Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы внедрения в образовательных организациях / О. И. Акимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56315.htm.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепедагогического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов.– М.: Академия, 2002.- 416с.

4. Афанасьев, В.Г. Системность и общество [Текст] / В.Г.Афанасьев.– М.: Академия, 1980.–368с.

5. Бабанский, Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьника [Текст] / Ю.С.Бабанский, Г.А.Победоносцев.– М. : Педагогика, 1980.–80с.

6. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс].–М.: Большая Российская Энциклопедия; Кирилл и Мефодий, 2006.

7. Выготский, Л.С.Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский.–М.:Педагогика,1991.–479с.

8. Газман, О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы [Текст] / Газман О.С.– Ростов-на-Дону, 1993.–19с.

9. Галюзина, А.А. Проект «Школа родительства « Добродетели». Региональный творческий конкурс «Традиционное воспитание отцовства и материнства»/ А.А.Галюзина// Старый Оскол: ООО ИПК , «Кириллица», 2015.-191с.

10. Галюзина, А.А. Карапузова М.М., Малахова Г.Ф. . Вселяющий свет в души людские. Проект виртуального музея путешествий в мир Макария Булгакова А.А.Галюзина//Старый Оскол: ООО ИПК, «Кириллица», 2016.-242с.

11. Галюзина, А.А. Ишкова И.Н., Филимонова А.Г., Шпачук Д.Г. Линия сердца - милосердие. Проект по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / А.А.Галюзина//Старый Оскол: ООО ИПК «Кириллица», 2017. -240с.

otechnik.narod.ru/zelenkoped_1.htmpsihdocs.ru

htmlpandia.ru/text/77/307/41703-2.php

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 184 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [41]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0