Сайт Галюзиной Анны Александровны

Среда, 26.09.2018, 05:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

«Изучение наследия святителя Иоасафа Белгородского в урочной и внеурочной деятельности» на IX муниципальных Рождественских чтениях, посвящён
[ Скачать с сервера (54.0 Kb) ] 02.10.2012, 00:14

Доклад по теме  «Изучение наследия святителя Иоасафа Белгородского в урочной и внеурочной деятельности» на IX муниципальных Рождественских чтениях, посвящённых столетию канонизации святителя Иоасафа Белгородского.

(Любовь – главное его наследие)

          Каждая из  предложенных тем очередных Рождественских чтений, на которые мы собрались сегодня,  актуальна, интересна и по каждой из них есть, что сказать нам, учителям православной культуры славной Белгородчины, поделиться опытом работы преподавания столь неординарного и такого необходимого на сегодняшний день предмета.

         Душа выбирает, что ближе и драгоценнее ей сегодня. «Душа алкает» общения с небесами. А небесным покровителем нашей Белгородчины является святитель Иоасаф Белгородский.

         Святитель оставил краткую автобиографию, фамильные записки, стихотворный диалог «Брань семи добродетелей с семью грехами смертными», одно поучение (Слово), несколько писем и окружных посланий. Биография Иоасафа, составленная его родственником, известным украинским писателем Г. Ф. Квиткой, издана в Киеве в 1836 году и потом много раз переиздавалась; другая биография — Кульжинского, 1883 год. Важный биографический материал по консисторским документам находится в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии», архиепископа Филарета (1, 12—25).

         Любовь – главное его наследие.

         Перелистываю страницы известных изданий, открываю страницы различных сайтов, вчитываюсь в строки его жития.

         Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии,

8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

         24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.

         В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

         2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций.

         Одной из главных его забот была помощь бедным. Он лично навещал обездоленных судьбой людей, неся им духовную и материальную помощь. Святитель часто посещал больных и приносил им исцеления.

         Постоянные служебные разъезды по епархии, аскетический образ жизни, административные заботы подорвали здоровье епископа. Скончался он 10 декабря 1754 г., прожив чуть более 49 лет.

         Два с половиной месяца тело лежало открытым в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного вида. Только 28 февраля 1755 г. гроб с телом покойного был поставлен в пещере под собором. Спустя два года духовные чины спустились в усыпальницу, открыли гроб и увидели, что тело Святителя Иосафа продолжало оставаться нетленным. С тех пор в течение более полутора веков белгородцы почитали Иоасафа Горленко святым, хотя официально он был канонизирован лишь в 1911 г. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. С 1991 г. мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа находятся в Преображенском соборе города Белгорода, куда идут люди на поклонение к ним.

         Именно тогда, солнечным сентябрьским  днём 1991года произошла

незабываемая встреча со святителем Иоасафом.  По промыслу Божьему в это время я оказалась в Белгороде на курсах повышения квалификации заместителей директоров общеобразовательных школ. Весь город был наполнен радостной вестью. Из репродукторов звучало такое незнакомое для многих из нас имя. Нас отпустили с занятий. Перекрыто движение. Море людей. Всеобщее волнение. Я стою на ступеньках огромного универмага. Появляется шествие. Кажется, что всё духовенство участвует в крестном ходе. А потом люди собирают цветы, над которыми проплывали святыни. Я тоже это делаю и оставляю у себя, некоторые лепестки хранятся до сих пор. Поистине благословенна земля Белгородская, поскольку именно здесь открыта духовная семинария миссионерской направленности, выпускники которой несут слово Божие по всем уголкам нашей Родины. Это ли не наследие святителя Иоасафа. Любить Бога, любить людей, созданных Им по Его образу и подобию, и нести им Слово Божие. Огромную работу по руководству миссионерской деятельностью вершит Архиепископ Белгородский и Старооскольский, председатель Миссионерского отдела Московской Патриархии владыка Иоанн.  Велика его роль руководителя в организации изучения наследия святителя Иоасафа.   В книге архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна «Любовь долготерпит»

(М.: Астрель: АСТ, 2007. — 432 с.) есть удивительные слова: «Степень молитвы, как правило, отражает степень приближенности к Богу, потому что молитва — это не только наше обращение к нему, но и Его ответ нам».

         И сразу всплывают слова молитвы святителя Иоасафа Белгородского, которую он оставил нам: «Буди благословен день и час,  в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий!  В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твои яко благословен во веки веков Аминь».

…………………………………………………………………………………….

         Святитель Иоасаф Белгородский прожил короткую жизнь – всего 49 лет, он не оставил после себя больших богословских трудов. Но жизнь и молитвенный подвиг святого, олицетворявшие евангельскую любовь к Богу и ближнему, – самое главное духовное наследие святителя Иоасафа.

         В традиционных Иоасафовских чтениях, которые проходили в Белгороде 21 декабря, на базе духовно-просветительского центра во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, приняли участие представители интеллигенции, деятели российской науки и искусства, врачи и педагоги, духовенство, гости из России, Украины и Белоруссии, в том числе из мест, связанных с жизнью святителя Иоасафа Белгородского – Полтавской, Донецкой, Харьковской областей Украины. Областные Макарьевские чтения в этом году также были связаны с наследием святителя Иоасафа. Изучение этого материала, возможность исследовательской работы в этом направлении,  на мой взгляд, - одна из форм внеурочной деятельности.

         Учебная программа предмета православная культура содержит материал о Святителе Иоасафе Белгородском и его наследии.  Приведём конкретные примеры. Открываем «Концепцию и программы учебного предмета Людмилы Леонидовны Шевченко, доктора педагогических наук, действительного члена Международной педагогической академии, члена Союза писателей России, встреча с которой недавно состоялась в Белгороде в региональном институте усовершенствования учителей. 3-4 годы  обучения, тема 10, «Воеводы сил любви. Добродетели». Какие бывают добродетели, какие страсти? Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражение семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели  с какими страстями борются? Труд души. Нелёгкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи и т. д.

         УМК под редакцией В.Д. Скробогатова, изданного по благословениюархиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Московской Патриархии, Высокопреосвященного Иоанна, 11 класс, тема «Русская Православная Церковь в XVIII веке», читаем: «Непререкаемым авторитетом в XVIII веке пользовались епископ Тихон Задонский и епископ Белгородский Иоасаф, канонизированные в последующем Церковью». Конечно, при раскрытии этих тем,  да и других тоже учитель обращается к наследию святителя Иоасафа Белгородского.

         Формы проведения урока зависят от возрастных особенностей детей. Здесь уместно использование кинофрагментов, выразительное чтение, инсценирование, уроки - концерты, уроки – выставки, уроки – дискуссии, исследовательские работы, защиты проектов,  презентаций, экскурсии.

         В настоящее время мои ученики 9-10 классов готовят такие презентации.

         Во внеклассной работе при изучении церковнославянского языка я использую хорошо проиллюстрированную книгу-альбом, выпущенную к 300 летию со дня рождения святителя Иоасафа, епископа  Белгородского, чудотворца, которая повествует о его жизни и духовном подвиге на церковнославянском и современном языке.  Задача учительства – воспитать детей так, чтобы они  унаследовали от Иоасафа Белгородского его добродетели.

         Дан старт году святителя Иоасафа Белгородского. Это год огромного по значению духовного события – 100-летия канонизации Белгородского епископа Иоасафа Горленко в лике святых. Каждому народу свойственно почитать память своих героев. Каждый народ можно понять, познакомившись с теми, кого этот народ считает своими героями и, узнав, какими качествами обладают эти герои.

         Народ Божий — святая Церковь Христова — тоже имеет своих героев. Церковь свято хранит их память, тщательно собирает данные об их жизненном подвиге, свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания, издаёт учебные пособия, описывает исторические события, связанные с жизнью Своих подвижников; словом, существует живое наследие героев духа и истины, изучая которое, можно понять суть и тайны Святой Православной Церкви.

         «Белгородская правда» в номере от 25 января на второй странице под заголовком «Будет улица Иоасафовская» (автор Н. Кутковая) сообщает, что заседание оргкомитета по подготовке к празднованию состоялось в Доме правительства под председательством Е. С. Савченко и архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Автор подчёркивает, что область активно готовится к духовно значимому событию – 100-летию со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского, которое отмечается в сентябре. В состав оргкомитета вошли руководители департаментов, главы районных администраций, директора крупнейших предприятий области. На рабочем совещании прозвучало много предложений по проведению празднеств, часть из которых уже воплощается в жизнь. К 5 августа планируется освящение храма во имя иконы Божией Матери Почаевской – точная копия чудотворного образа уже написана для него монахами Почаевской обители на Украине. Разработаны маршруты паломнических экскурсий по Белгороду и области, связанные с жизнью и служением святителя Иоасафа. А также маршруты международных крестных ходов в Белгород, в которых примут участие православные России, Украины, Беларуси. Появится на карте Белгорода и улица Иоасафовская. Правда, земляки святителя опередили белгородцев – в городе Прилуки площадь, на которой стоит храм, где крестили младенца Иоакима Горленко, уже переименована в Иоасафовскую… Предполагается установление памятного знака святителю в областном центре, готовится к выходу в свет подготовленная издательским отделом епархии книга впервые публикующихся материалов о канонизации святителя Иоасафа.

         Иоасафовские празднества станут еще одним звеном духовного, культурного и экономического единения православных славянских народов. Гости ожидаются самые представительные – на уровне первых лиц государств и Русской православной церкви.

         В течение года в области будут также проводиться фестивали православной молодежной культуры, православных семей, хоровой музыки, фильмов на духовную тему.  В программе и проведение конкурсов научных работ студентов, школьных сочинений, детских рисунков, посвященных святителю Иоасафу, и пленэры художников по местам, связанным с его рождением и служением, и научные конференции, и фестивали. Уроки нравственности, православные чтения, посвященные чистоте языка, пройдут в учебных заведениях. В библиотеках – тематические литературные вечера. Выставку древних икон вновь привезет в Белгород Ярославский художественный музей.

         Будучи истинно добрым пастырем, Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Его наследие в его молитвах за нас. Наши дела во имя святителя невозможны без изучения его наследия. С каждым прожитым годом расширяются тропинки,  ведущие православных христиан в Церковь Христову. Отче Иоасафе, моли Бога о нас!

 

ИСТОЧНИКИ:

ru.wikipedia.org › wiki/Иоасаф_(Горленко)

patriarchia.ru › db/text/142430.html

EnergyLand.info › news-show-daynews—62147

saints.ru › i/17_svtIoasafBelgorodskii.html

afishka31.ru › news/culture/1416.html Белгород

 vidania.ru › saints/zitie_ioasafa_episkopa… Москва

silort.ee › ioasaf.htm

favor.csn.ru › content.php?id=2 Белгород

st-jhouse.narod.ru › canvas/st_Joasaph.html

Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна «Любовь долготерпит» /М.: Астрель: АСТ, 2007. — 432 с.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 1201 | Загрузок: 119 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [34]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0