Сайт Галюзиной Анны Александровны

Четверг, 25.04.2024, 03:24

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

ИНТЕГРАЦИЯ ДУХОВНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НРАВСТ
31.12.2016, 02:52
Для собравшихся сегодня на данный представительный форум очевидна и бесспорна роль духовности в культуре нации и формировании нравственных качеств отдельного индивида. Особенность и трудность духовно - просветительской работы вызывает деятельность в общеобразовательном светском учреждении в настоящее время, когда преподавание православной культуры, успешно осуществляемое в качестве эксперимента в нашей Белгородской области, сходит на нет. Конечно, остаётся внеурочная деятельность после 6 или 7 урока и часового перерыва. Однако мы понимаем, что далеко не каждый ученик придёт на дополнительные занятия, так как почти все занимаются в платных кружках и секциях. Таковы реалии светских образовательных учреждений. Поэтому особенно важна интеграция духовно- просветительской деятельности в воспитательный и образовательный процесс учреждения. Одним из условий такой интеграции является сложившийся педагогический коллектив единомышленников, понимающих значение данной деятельности, которая осуществляется в соработничестве с православными храмами. Координировать эту работу следует духовно - просветительским центрам, открытым на базе общеобразовательных центров. Руководителем такого центра, созданного при общеобразовательной политехнической школе, я и являюсь. Центр открыт в 2010 году, а в 2012 на региональном уровне был обобщён опыт работы по теме «Нравственное развитие личности в интегрированной системе «Школа — ДПЦ» на основе православной культуры». Немного о том, как осуществляется работа в данном направлении в настоящее время. Свою деятельность по духовно – нравственному воспитанию мы понимаем как составляющую всего воспитательного процесса школы, не отделяя от трудового, физического (спортивного), эстетического, патриотического воспитания. Нравственные корни воспитательной работы различных направлений мы ищем в православных традициях. Как пример трудового воспитания работа кружков «Умелые руки», «Вдохновение» с привлечением членов семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки или физического и патриотического, как образец мужества, смелости и силы духа благоверный князь Александр Невский, во имя которого освящён главный собор нашего города. В настоящее время в школе создана и эффективно внедряется модель нравственного развития личности в интегрированной системе «Школа-ДПЦ», которая 1) – связывает духовное и светское образование общим духовно- нравственным содержанием; 2) - включает методологчечкий и культурологический компоненты, обусловившие освоения содержания; 3)- обеспечивает освоение организационно- методических средств интеграции в программы гуманитарного и художественного цикла предметов, отечественной духовной культуры, её традиций и ценностей, создаёт условия развития нравственных качеств личности обучающихся. Реализация таковой модели направлена на повышение компетентности педагогов, внедрения в педагогическую практику форм и методов нравственного развития личности обучающихся и способствует приобретению педагогического опыта по нравственному развитию личности, формированию духовно- развивающей среды для постижения школьниками духовно- нравственных ценностей. В социуме интегрированной системы « Школа – ДПЦ» происходит комплексное взаимодействие всех социальных институтов: управления образования администрации Старооскольского городского округа, Страооскольского городского института усовершенствования учителей, образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия, ДОУ, Благочиния, родителей. Понимание важности воспитания школьников на основе православных традиций было не всегда. Трагические события, связанные с антирелигиозной пропагандой, вытравляли их из семейного воспитания. Но, каким бы замечательным не было воспитание общественное, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздейятвием родительской любви, семейных традиций. А традиционный уклад жизни опирается на ментальность нации и корнями уходит в традиции русского народа, т.е. традиции православной культуры. Если семейный уклад нарушается, то общество начинает серьёзно «болеть». В связи с этим проблема отцовства и материнства как составляющих феномена родительства является актуальной. Нам представляется интересным и полезным создание модели системы воспитания отцовства и материнства в общеобразовательной школе на основе соработничества духовно- просветительского центра и храма. По благословению нашего духовного наставника благочинного первого Старооскольского округа протоиерея Алексея Бабанина, с консультационной помощью координатора методической работы Центра «Преображение» Калашниковой Светланы Николаевны, и используя рекомендации учебного пособия «Традиционная культура семьи России», был создан проект школы родительства «Добродетели» по традиционному воспитанию отцовства и материнства. Новизна проекта заключается в том, что созданная модель предусматривает воспитание нравственных качеств – добродетелей у родителей и школьников на основе традиций православия и в соработничестве с православной Церковью. Проект одобрен на региональном уровне и рекомендован центром «Преображения» и Международной общественной организацией «Союз православных женщин» для обобщения и распространения опыта работы. Он не имеет ограничений во времени. Меняя содержание форм работы, мы имеем ежегодный самообновляющийся проект. Надеемся, что при реализации проекта оценка планируемых результатов личностного развития школьников повысится. А именно: морально-этическая ориентация, направленная на знание и понимание их социальной необходимости; способность к моральной децентрации: учёту позиций, мотивов, интересов моральной дилеммы при её разрешении; развитие чувства стыда, вины, совести, милосердия как регуляторов морального поведения; сформированность основ гражданской идентичности: чувства любви к своему краю, осознание своей национальной культуры и уважение к её традициям; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей, чувства ответственности за свою Родину и свою семью. Примером интеграции духовно- просветительской деятельности в воспитательный процесс светского образовательного учреждения может служить реализация проекта виртуального музея путешествий в мир Макария Булгакова «Вселяющий свет в души людские», посвящённого 200 летию нашего земляка, талантливого историка и богослова. Знакомство с проектом, который Вы найдёте на страничке нашего сайта, позволит убедиться, что в работу над проектом включился весь педагогический коллектив. В творческую группу вошли администрация и организаторы внешкольной деятельности, которые и стали генераторами идей. Учителя истории, географии, православной культуры, литературы создавали и проводили интегрированные уроки; классные руководители – тематические классные часы; преподаватели информатики, трудового обучения, изобразительного искусства, дополнительного образования руководили детским творчеством, учащимися были написаны творческие и исследовательские работы; с последующим обсуждением просмотрены фильмы, проведены беседы с приглашением священнослужителей. Таким образом, трудолюбие и нравственный подвиг подвижнической деятельности Макария Булгакова, его ответственное отношение к делу и глубокая вера стали примером для 2000 тысяч учеников нашей школы, их родителей. Участие в федеральном Интернет - конкурсе «Гражданская инициатива» в номинации «Духовно-культурное наследие» привлекло к данному проекту 3155 человек, что позволило стать лауреатом номинации. Но главное, что люди заинтересовались проектом и познакомились с примером жизни и деятельности русского богослова и церковного историка Макария Булгакова, человека высокой праведности, трудолюбия, честности, чистоты и святости .Т.е. наша задача: создание условий для привлечения не менее 2500 тысяч обучающихся и жителей близлежащих микрорайонов (Юбилейный, Лесной, Зелёный Лог, Буденного, Макаренко) прихода храма Рождества Христова для ознакомления с жизнью и деятельностью нашего земляка Епископа Православной Российской Церкви, историка и богослова Макария Булгакова. выполнена. Работа ДПЦ по интеграции духовно- просветительской деятельности в воспитательный процесс светского образовательного учреждения продолжается. Только что на базе школы был проведен праздник «Возрадуйтесь, Богородица с нами во все дни», в работе интерактивных площадок, в подготовке сценария участвовали заместители директора, организаторы досуговой деятельности, учителя музыки, трудового обучения, дополнительного образования, родители, священнослужители. Впечатления от праздника уже появились на страницах социальных сетей и митрополичьего центра «Православного Осколья», личных страницах родителей и учеников. Приятно читать положительные отзывы: «Праздник, который подарило «Благодеяние», оставил самые приятные впечатления и подвел добротный итог завершившемуся фестивалю духовно-просветительских центров, на которых сегодня лежит большая ответственность по формированию не только знаний по православной культуре, но и православного мировоззрения у подрастающего поколения», - и надеяться на то, что наше направление деятельности даёт положительные результаты.
Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 230 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [41]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0