Сайт Галюзиной Анны Александровны

Понедельник, 17.12.2018, 12:30

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад на Рождественских чтениях
[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] 02.10.2012, 00:06

 Наверное, вам не раз приходилось слышать "семья - малая церковь". Это выражение дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их "и домашнюю их церковь" (Рим. 16, 4, 20). И христианскую семью важно понимать как "малую церковь", т.е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь "свидетелями", т.е. примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь "малой церкви".  

         Семья - это та малая Церковь, в которой человек учится любить, разделять радость и печаль своих близких, учится прощать и сострадать.

«На что же опирается православная педагогика, как на свою незыблемую идейную основу? Основу и православного богословия, и богослужебной практики Церкви, и домашнего благочестия  составляют Священное Писание,  жизненная сила Таинств Церкви,  Священное Предание.  

           Но педагогу нужно всегда помнить, что кроме Священного Предания Церкви есть предания исторические, "предания старины глубокой". В жизни они тесно переплетены, и нам нужно научиться их различать, чтобы не впасть в догматизацию исторических, этнических или культурных особенностей бытия Церкви».   Учить детей нужно, прежде всего, содержанию, а не форме.      Православный педагог не может учить жить детей отдельно от жизни мира.     Нужно ориентировать ребенка на жизнь глубоко самостоятельную и полную.  «Проблема развития ребенка решается в православной педагогике так же, как и в школах с другим мировоззрением: таланты надо развивать, это дары, которые Господь послал людям». Но само развитие должно быть целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека.. Только тогда человек получает как бы истинную систему координат и может ориентироваться в жизни. Мир начинает восприниматься им не как общественно-бытовое поприще приложения своих сил и талантов в социуме, а как школа для праведной жизни, как начало пути к себе, к своему истинному «я». Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

     Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих          семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять    компонентов: 1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

 2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи), 3. отношения: сердечные чувствования и настроения, 4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни, 5. распорядок дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

  Русский философ, писатель и публицист, И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":

 - природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,

 - истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,

 - неподдельное сочувствие всему страдающему,

 - действенная любовь к ближним,

 - блаженная сила совестного действия,

 - мужество национального героя,

 - творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,

 – непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей предлагает научный сотрудник лаборатории семейного воспитания Государственного НИИ

 семьи и воспитания  Российской академии образования Потаповская О.М.  «В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи». Такое заключение вполне созвучно мнению ведущих специалистов в области современной православной педагогики. Так педагог и ученый, священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что  «системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи».

  Обратившись к ведущим специалистам православной педагогики, мы поразмышляли  о значимости православной педагогики в семейном воспитании.

  Остаётся сделать вывод об актуальности семейного воспитания на основе православной педагогики в современных образовательных учреждениях.

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей складывается в нашей школе. Вошли в систему такие формы работы, как родительский лекторий, совместная деятельность по подготовке семейных праздников, экскурсионные и паломнические поездки по святым местам. Ежегодно совершаются однодневные и многодневные поездки в Холковский монастырь, по святым местам Белгорода, Прохоровское поле, Санкт-Петербург.

    Уже при первых встречах с родителями, при подготовке будущих первоклассников к школе мы изучаем традиции семьи, акцентируем внимание на значении примера родителей в нравственном воспитании ребёнка. В дальнейшем в работе с родителями практикуем такие формы, как  использование святоотеческой литературы, притчи (душеполезное чтение). В дальнейшем приглашаем на родительские собрания преподавателей православной культуры, священнослужителей. Подробнее остановимся на такой форме работы как

   « Родительский лекторий по духовно- нравственному воспитанию». Его руководитель - Карапузова Марина Михайловна - заместитель директора,  она курирует работу по духовно-нравственному воспитанию. В состав группы помимо учителей школы входит клирик храма Рождества Христова Дунязин Александр. Лекторий решает следующие задачи:

-Сохранить и укреплять нравственные и духовные ценности семьи, способствовать сплочению семейных отношений;

-Формировать у обучающихся потребность целенаправленного изучения семейных традиций;

-Формировать личность ребёнка, опираясь на примеры воспитания  в православной семье.

 Система мероприятий по решению вышеуказанных задач  направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций.

        Прослеживаются  последовательные  этапы в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:

 Материалами о педагогическое сопровождение семейного духовно–нравственного воспитания,  лекциями для родителей мы с удовольствием поделимся с коллегами других школ.

                 Местоположение нашей школы и тесное сотрудничество  с храмом Рождества Христова даёт возможность рассказать ещё об одной форме использования православной педагогики, а именно беседы с батюшкой. На протяжении трёх лет занятия  воскресной школы храма  Рождества Христова и беседы с родителями проходили на базе  школы.

       В настоящее время занятия проводятся  при храме. Но одну треть учащихся             воскресной школы  составляют ученики 33 школы: Недорезовы, Сорокины, Смирных, Пономаренко, Павленко, Бредихины и др. В этих семьях стараются жить по заповедям Божиим. Родители этих детей  являются активными прихожанами храма Рождества Христова, настоятель храма которого благочинный второго Старооскольского округа Алексий Бабанин – духовный попечитель школы.

            Светлана Александровна Бредихина одна воспитывает четырёх дочек. Немало испытаний выпало на долю этой молодой женщины. В трудные минуты жизни с ними всегда были учителя, школа. Старшая дочка – уже студентка, две средние: Ира и Люба  – школьницы, младшая посещает детский садик. У мамы девочек хватает сил справляться не только с трудностями в своей семье, но и помогать нуждающимся людям. На сайте второго Старооскольского благочиния размещено сообщение следующего содержания: «Активная участница  волонтерского движения - Светлана Бредихина.  Она одна растит четырех дочерей. Пока мама на работе, старшие девочки занимаются воспитанием младших сестер, помогают по хозяйству и радуют своими успехами в школе. Воспитание детей – это важный труд и большая ответственность. За заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций Светлане Бредихиной вручили награду почетный знак «Материнская слава» II степени.  Такие люди как Светлана способны вырастить поколение, которое решает делать что-то хорошее, ни у кого ничего не спрашивая, способное отвечать за свои поступки. Это воспитание ответственности. Каждый доброволец говорит себе: "Если мы сами, по своему убеждению пришли что-то делать, то надо это делать хорошо — а иначе  зачем мы пришли?"  Действительно, — а иначе  зачем мы пришли в этот мир?- Несомненно,  у дочек Светланы Бредихиной ответ будет однозначным: «Делать добро».  Не случайно конкурсное сочинение размышление её дочери Юлии «Православные традиции и моя семья» отмечено грамотой департамента образования и молодёжной политики Белгородской области. Приведём цитаты из этого сочинения, которые, на наш взгляд, свидетельствуют о значении православной педагогики в семейном воспитании и её результатах: «Невольно задумываюсь….  А какой будет моя семья? Мне очень хочется, чтобы у моих детей были и папа, и мама. Сейчас много говорят о планировании семьи, а у меня детей будет столько, сколько Бог даст. И мы будем заботиться о них: отец - показывать пример мужества, мудрости; он будет надёжным и сильным, а я стану для них примером доброты, внимательности, рассудительности. Мы будем вместе ходить в храм, исповедоваться, причащаться, стоять всенощные, ездить в паломнические поездки. Стараться жить, не нарушая  Заповеди Божии. Я знаю такие дружные семьи, которые живут по православным традициям, помогая друг другу.  Это семья настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Бабанина. Матушка Ольга и её трое  взрослых детей во всём слушают нашего мудрого батюшку, родного им не только по крови, но и по православной вере.  С  почтением и любовью смотрю на них в церкви, мечтая о своей дружной семье. Семья, как я поняла, - не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди по единомыслию, которых сплотили общие чувства, интересы, взгляды на окружающий мир. Семья Евсеевых  - тоже прихожане нашего храма. Их младшая дочь Ульяна занимается с нами в воскресной школе. Каждое воскресенье я вижу их на службе в церкви. Они почитают Бога, заботятся  друг о друге, с любовью относятся к людям. В энциклопедии « Семейное воспитание» написано, что «положительное влияние на детей оказывают добрые внутрисемейные отношения, а усиливают эти отношения семейные традиции». Юля приводит примеры благочестивого воспитания в семьях благоверногоАлександра Невского, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, писателя Николая Васильевича Гоголя, рассказывает о воспитании в их семье, с любовью пишет о маме.

Стало традиционным проведение праздника мам и в школе, и в приходе. 

  Положительным результатом деятельности  в этом направлении можно считать созданный в школе фильм «Семья» о необыкновенной семье Скачковых – Ивановых. С большим интересом наши родители  и дети смотрели фильм студии «Золотой кадр» о семейном воспитании на православных традициях в семье протоиерея Сергия Шумских. В школе не раз проходили праздники, посвящённые семье, где опытом делились и протоиерей Алексий Бабанин, и протоиерей Сергий Шумских. Примеры  служения людям, патриотизма,  трудолюбия, любви к окружающему миру показывают руководители нашего города. В частности глава администрации Павел Евгеньевич Шишкин: строительство храма в селе Городище, радение о присвоении городу звания «Город - воинской славы», благоустройство территории округа, открытие зоопарка и забота о нём, - не могут не оказать влияние на воспитание его детей.

В направлении семейного воспитания на основе православных традиций запланировано немало полезного. Не так давно на базе  школы  открыт духовно- просветительский центр, который мы назвали «Благодеяние».  Цель его деятельности мы рассматриваем в совместном деянии  благих дел и родителей, и детей, и преподавателей.  Расширяется круг действия - это сотрудничество не только с Воскресной школой, но и с центром  православной молодёжи, будущими нашими родителями, и с детскими садами,  где воспитываются будущие наши первоклассники. Мы планируем проведение интересных встреч, поездок, что отражено в плане работы духовно- просветительского центра.

Без сомнения семейное воспитание на основе православной педагогики является одним из приоритетных направлений в сфере духовно- нравственного и гражданско - патриотического воспитания.  Каждый житель нашего государства является членом семьи. От правильных отношений в семье, от спокойствия и добропорядочности её членов, уважения к старшим, готовности прийти на помощь младшим, трудолюбия, осознания ответственности за содеянное,  за своё отечество,  чистоты помыслов зависит благополучие «малой церкви», а значит и государства в целом.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Galuzina
Просмотров: 1204 | Загрузок: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [34]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0