Царственные страстотерпцы
на Белгородской земле
Урок – путешествие во времени
Галюзина Анна Александровна,
учитель православной культуры
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя политехническая школа № 33»
Старооскольского городского округа.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………стр. 3-4
2. Технологическая карта урока «Царственные страстотерпцы на Белгородской земле» ……………………стр. 5-16
3. Приложения:
1). Приложение № 1. Методические рекомендации для начинающего учителя по организации этапов предложенного урока………………………………………………………………………………………………… стр. 17-23
2). Приложение № 2. Информация о фильме «Житие Святителя Иоасафа Белгородского». Викторина «Святитель Иоасаф Белгородский» ……………………………………………………………………………………..стр. 24
3). Приложение № 3. Оценочный лист действий учащихся………………………………………………...стр. 25-26
4). Приложение № 4. Инсценирование «Путешествие начинается…» …………………………………...стр. 26-28
5). Приложение № 5. Первое пребывание царя Николая II в Белгороде (презентация). Дополнительный материал к сообщению по теме презентации………………………………………………………………………..стр. 29-34
6). Приложение № 6. Второе посещение царственными страстотерпцами Белгородчины (презентация). Дополнительный материал к сообщению по теме презентации………………………………………………….стр. 35-43
7). Приложение № 7. Диалог с Владимиром Николаевичем Воробьевым. Видеоряд к диалогу……….стр. 44-50
8). Приложение № 8. Виртуальное посещение клуба любителей поэзии. Стихи о царственных страстотерпцах…………………………………………………………………………………………………………..стр. 51-66
9). Приложение № 9. Поклонимся святым иконам ( презентация)………………………………………..стр. 67-69
10). Приложение № 10. Остановка «Наши дни»……………………………………………………………...стр. 70-74
4. Литература ……………………………………………………………………………………………………………стр. 75-77
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок «Царственные страстотерпцы на Белгородской земле» входит в тематическое планирование курса Православная культура в 10 классе.
Урок рассчитан на 2 часа. Варианты проведения урока:
1. Объединение двух 10 классов;
2. Интегрированный урок православия и истории.
Актуальность темы урока:
В 2018 году исполняется 100 лет со дня убийства царственных страстотерпцев, которые поклонялись памяти святителя Иоасафа Белгородского. Истинные нравственные ценности, присущие святым, служат основанием духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе Концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л. Шевченко, авторской учебной программы «Духовное краеведение Белгородчины» Черновой С.С. Программа предназначена для преподавания в старших классах средних общеобразовательных школ.
Цель программы - воспитание духовности, уважения к прошлому своей страны, к ценностям отечественной культуры (светской и духовной) на основе местного краеведческого материала.
Задачи:
- ознакомление учащихся с событиями духовной истории Белгородчины, фактами, биографиями исторических деятелей, представителями духовной культуры нашего края, процессом её развития;
- создание представления об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях;
- развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории Белгородчины в её духовно-краеведческом аспекте, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса;
- формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему своей малой Родины-Святого Белогорья.
В рамках программы предмета "Православная культура" в предшествующих классах учащимися изучены следующие темы:
7 класс
15. Царственные мученики. Традиции. Христианская семья. Малая церковь. Новомученики.
16. Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства. Свержение трёхсотлетней царской династии.
17. Гонения на церковь. Мартиролог священномучеников. Новомученики и Исповедники Российские. Священная история - о поругании Христа.
18. Новомученики Российские. Семья царя Николая II – Царственных мучеников страстотерпцев. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.
34-35. Региональный компонент – 2 часа. Святитель Иоасаф Белгородский. Биография. Почитание и прославление. Наследие.
В 10 классе ученики знакомятся с жизнью и прославлением святителя Иоасафа Белгородского, с канонизацией святых новомучеников Белгородских. Знакомство с пребыванием царственных страстотерпцев на Белгородской земле в первой половине XX столетия расширит представление учащихся о эпохе, углубит знания по духовному краеведению Белгородчины, будет способствовать воспитанию у школьников нравственных ценностей. Проблема нравственности в настоящее время стоит особенно остро, и тема ежегодных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» логически вытекает из темы предшествующего года: «Нравственные ценности и будущее человечества».
Материалы урока можно использовать во внеурочной деятельности с учащимися 12-16 лет
Предмет: Православная культура
Класс: 10
Тема урока: «Царственные страстотерпцы на Белгородской земле».
Форма проведения: урок – путешествие во времени
Цель урока: воспитание духовности на примере отношения царской семьи к святителю Иоасафу Белгородскому.
Задачи:
- закрепление знаний учащихся о святителе Иоасафе Белгородском;
- углубление знаний о царе Николае II и его семье;
- ознакомление с фактами пребывания царской семьи на Белгородской земле;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование навыков самостоятельного анализа событий истории Белгородчины в её духовно - краеведческом аспекте;
- развитие умений к анализу и самоанализу,
- воспитание нравственных качеств личности на примере жизни святых.
Проблемный вопрос:
Всегда ли наследство измеряется материальными ценностями? Могут ли нравственные ценности святителя Иоасафа Белгородского и царственных страстотерпцев стать наследием для современной молодёжи?
Знать определения: канонизация, святитель, мученики, новомученики, страстотерпцы.
Уметь:
- обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;
- обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых;
- раскрывать причинно-следственные связи духовной истории;
- отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.
Технологии урока: информационно - коммуникативная (элементы);
технология развития критического мышления через видеоряд, прослушивание материала, чтение и письмо (элементы), здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Использованы следующие методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (По характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (По логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
компьютерные презентации,
оценочные листы,
индивидуальные карточки с заданиями,
электронные учебники «Духовное краеведение Белгородчины». Автор-составитель: Чернова С.С. – Белгород.
|
Предварительная подготовка
Класс делится на группы, группы получают задания:
Найти фильм о святителе Иоасафе Белгородском и подготовить вопросы викторины по фильму (учитель заранее знакомится с фильмом) – 1-я группа.
Собрать материал о царственных страстотерпцах, о пребывании царской семьи на Белгородчине, подготовить сообщения и презентации – 2 и 3 группы.
Разработать вопросы для интервьюирования о почитании царственных страстотерпцах на Белгородчине в настоящее время - 4 группа.
Подготовить материал об иконах царственных страстотерпцев и новомучениках Белгородских (кратко) - 5 группа.
Подготовить ролевую игру ( сценку) по теме урока, вводящую класс в эпоху начала XX века - 6 группа.
Подобрать стихотворения по теме урока, выучить понравившиеся и уметь проанализировать - 7 группа.
Подготовить материал о дальнейшей судьбе царской семьи в сопровождении видеоряда (предложенные формы изложения: диалог, беседа, интервью, сообщение, презентация, инсценирование) - 8 группа.
Урок рассчитан на 2 часа. Варианты проведения урока:
1. Объединение двух 10 классов;
2. Интегрированный урок православия и истории
|